Право и закон » Конституция Российской Федерации » Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Страница 2

В научной литературе высказывается мнение, что в процессе реализации конституции (устава) происходит ее преобразование при сохранении текстового оригинала.

Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень их эффективности во многом зависит от повседневной деятельности людей, органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции, институтов гражданского общества. Реальность конституции (устава) предполагает систему правовых и организационных гарантий народовластия, действенность механизмов обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан, профессионализм и неподкупность государственных гражданских служащих.

Государство (государственное образование) гарантирует основной закон. Важнейшими условиями его реальности являются стабильный конституционный строй, развивающаяся инновационная, социально ориентированная экономика, авторитет институтов публичной власти, гласность, режим законности и правопорядка, активность неправительственных правозащитных организаций, правовая культура и креативность граждан.

Реальным конституциям (уставам) противостоят фиктивные, которые наполнены социальной демагогией и декларациями. Они порождают сначала конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в закон, а затем - социальное разочарование. Конституционные иллюзии проявляются, когда основной закон есть, но фактически он игнорируется.

Реальность региональных основных законов предопределена реальностью федеральной Конституции.

5 Как и Конституция России, все конституции и уставы субъектов Федерации являются нормативными правовыми актами прямого действия. Это означает, что положения региональных основных законов действуют непосредственно.

Прямое действие региональных основных законов пересекается с прямым действием федеральной Конституции. Приоритет федеральной Конституции неоспорим. Федеральные нормативные правовые акты принимаются по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. Их действие не может быть приостановлено субъектами Федерации. Что же касается предметов исключительного ведения субъектов, акты, принятые по этим вопросам, имеют в регионах высшую юридическую силу.

6 Встроенность конституций и уставов субъектов Федерации в единую правовую систему России проявляется в признании верховенства федеральной Конституции, единообразии содержания федерального и региональных основных законов, единстве принципов правового регулирования и общем функциональном предназначении этих актов. В них воплощены единые основы конституционного строя, единые принципы правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной и муниципальной власти. Наличие конституций и уставов субъектов Федерации свидетельствует, с одной стороны, о целостности конституционно-правовой системы России, сохранении общеевропейского стандарта конституционных ценностей, а с другой - о многовариантности, многообразии конституционных (уставных) моделей организации общественно-политической и социально-экономической жизни субъектов Федерации.

Целью конституционного соответствия является функционирование Российской Федерации как единого целостного суверенного государства, выражающего интересы исторически объединившихся в нем народов. Единство конституционно-правовой системы федеративного государства обеспечивает стабильность его политической системы, реализацию демократических прав и свобод граждан, независимо от места их проживания, общность принципов организации институтов государственной и муниципальной власти.

Если нормы федеральной Конституции и регионального основного закона приходят в противоречие, приоритет остается за федеральным законодательным уровнем вплоть до разрешения спора Конституционным Судом Российской Федерации. Таким образом, коллизии между федеральной Конституцией, конституциями и уставами субъектов являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации [5].

7 Программность конституций (уставов) субъектов Федерации проявляется в том, что сформулированные в них принципы и цели определяют основные направления общественного развития регионов. Естественно, эти принципы и цели полностью воспроизводят положения федеральной Конституции (в частности, признание человека высшей ценностью; правовая и социальная направленность государственности; многообразие форм собственности; политический плюрализм и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Система мер пресечения
Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде (ст.75 УПК ПМР); 2) личное поручительство (ст.76 УПК ПМР); 3) Поручительство организации (ст.77УПК ПМР); 4) залог как мера пресечения (ст.77-1 УПК ПМР); 5) наблюдение ко ...

Соотношение понятий "сделка" и "договор"
ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, которые предусмотрены главой 9 ГК РФ (п. 2 ст. 420). Указанные положения вызвали много дискуссий ученых и некоторые проблемы в судебно-арбитражной практике по различным вопросам, в частности о соотношении катег ...

Понятие и виды субъектов правоотношений, их правоспособность и дееспособность
Участниками правоотношений являются субъекты права. Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Н.И. Матузов в учебнике « Теория ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru