В данной работе рассмотрены основные принципы одной из важнейших форм осуществления государственной власти – государственного контроля. Необходимо обозначить (как общую тему) теоретическое понятие государственного контроля вообще, а также исследовать деятельность отдельных субъектов, осуществляющих эту функцию.
Следует отметить, что контрольно-надзорная деятельность государства приобретает все более важный характер. В демократически развитых государствах она выделяется в новую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Можно сказать, что вопрос государственного контроля остается «вечно» актуальным, так как без него невозможно реализовать функцию государственного управления – неотъемлемую составляющую государственной власти. Применительно к постсоветским, развивающимся государствам актуальным является процесс видоизменения, трансформации сущности, функций и средств государственного контроля. В частности, в процессе преобразования авторитарных государственных систем в демократические уделяется больше внимания таким объектам государственного контроля как права человека. Например, в СССР отсутствовали традиционные парламентские методы контроля над соблюдением прав человека (право депутатского запроса, парламентские расследования). Так как в современной Украине все эти институты появились сравнительно недавно, они всё еще продолжают развиваться и совершенствоваться. В качестве примера можно привести институт омбудсмена – Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, важнейшего органа в системе парламентского контроля над соблюдением прав человека. На сегодняшний день лицу, занимающему пост Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, не запрещено также быть членом политических партий и фракций, однако ведется дискуссия о политической независимости омбудсмена, так как ставится под сомнение его возможность без предубеждений вести свою деятельность (защищать права человека), находясь под влиянием политической силы, членом которой он является.
Рассмотрим общие определения понятий «контроль» и «надзор». В частности в словаре русского языка С.И. Ожегова. Так, контроль определяется следующим образом:
проверка, а также наблюдение с целью проверки;
учреждение, ведающее такой проверкой;
лица, занимающиеся этим делом, контроллёры.
В настоящей работе рассматриваются все три варианта этого определения. Первый вариант относится к общему теоретическому понятию контроля, а второй и третий – к субъектам, его осуществляющим.
Общее понятие надзора определяется как:
наблюдение с целью присмотра, проверки;
группа лиц, орган для наблюдения за кем-либо, чем-нибудь.
Таким образом, оба понятия практически отождествляются в данном источнике, однако правовые термины «контроль» и «надзор» все-таки имеют отличия в своей сущности, о чем пойдет речь далее.
Аналогичные понятия в украинском языке – «контроль» и «нагляд» (которые применяются непосредственно в нормативных актах) определяются в толковых словарях следующим образом. «Контроль» определяется как:
1) проверка, учёт деятельности кого–, чего–нибудь, надзор за кем–то, чем–то;
2) заведение, которое осуществляет надзор за кем-то, чем-то, или проверяет кого-нибудь.
В обоих случаях содержанием контроля является надзор («нагляд»). В то же время «наглядати» (надзирать) определяется как «следить за кем– чем-нибудь для контроля, обеспечения порядка и т.д.» Из этого следует вывод о примерной тождественности общих понятий «контроль» и «надзор». Однако следует сказать и о различии этих понятий. Этот вопрос будет рассмотрен в данной работе после определения понятия «государственный контроль».
Основы правовой информатики
Программист К., работая в фирме, создал ряд программ, реализация которых принесла фирме значительную прибыль и известность. К. обратился к руководству фирмы выплатить ему денежное вознаграждение как автору программ. Однако генеральный директор фирмы Ч., ссылаясь на регулярную выплату заявителю высо ...
Требование вмешательства правительства
Если правительство может не слушать аргументов частного лица, то оно может оказаться более склонным выслушать те же аргументы от другого правительства - в частности, от самого Европейского сообщества в лице Европейской комиссии. Следовательно, частное лицо может пожелать проинформировать о своих жа ...
Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Потребность в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов – одна из важнейших категорий процессуального и материального права, без определения сущности которой невозможно раскрыть харак ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).