Право и закон » Конституция Российской Федерации » Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность

Страница 4

Принципиальные положения конституций и уставов субъектов Российской Федерации получают конкретизацию в нормах текущего законодательства, и прежде всего конституционного. Среди конституционно-правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации, можно назвать законы, регламентирующие процедуру проведения референдума и выборов.

На базе конституций и уставов принимаются акты, конкретизирующие и детализирующие права и свободы личности, их гарантии.

В развитие конституционных (уставных) положений принимаются нормативные акты, регламентирующие правовой статус региональных органов государственной и муниципальной власти.

Региональные основные законы содержат нормы, согласно которым органы государственной власти субъекта Федерации не вправе принимать решения, противоречащие конституции (уставу). Неконституционные, незаконные, а также противоречащие существу и назначению государственной власти в регионе акты или их отдельные положения, решения и действия, принятые органами государственной власти субъекта Федерации, противоправны.

11 Основные законы субъектов Российской Федерации обеспечены наивысшей степенью юридической защиты.

Вывод:

1 Юридическая природа региональных конституций (уставов), как и федеральной Конституции, проявляется в основных чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику их нормативно-правового содержания. Каждая черта, юридическое свойство основного закона отображает определенный аспект его содержания как сложного правового феномена.

2 Основные черты и юридические свойства региональных основных законов взаимосвязаны и взаимозависимы. Они проявляются не изолированно, а в органическом единстве, оказывая друг на друга воздействие. Так, основной закон не мог бы служить базой текущего законодательства, не обладая высшей юридической силой, стабильностью.

3 Социальную ориентацию, прогноз общественного развития может определять лишь легитимный юридической акт, реально отражающий действительность. Эти характеристики региональных основных законов не простая совокупность, а системная целостность. Они выражают качественную определенность содержания конституции (устава) конкретного субъекта Федерации.

Конституционные реформы в субъектах Федерации отражают общественные преобразования, происходящие в России, социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества. Речь идет о формировании новой конституционной системы в соответствии с принципами федерализма как основополагающими началами в целях упрочения и развития суверенной российской государственности и государственности народов.

Российская Конституция, конституции и уставы субъектов Федерации находятся в системном единстве. Региональные основные законы выступают важным структурным звеном российской национальной правовой системы, фактором политической стабильности.

Конституционное развитие субъектов Федерации не может идти вразрез с федеральным конституционным законодательством. В содержательном плане по сравнению с федеральной Конституцией региональные конституции и уставы вторичны, ибо воспроизводят основополагающие принципы государственного устройства России.

Между федеральным законодательством и региональными конституциями и уставами недопустимы противоречия, однако если они возникают, то должны решаться парламентским консенсусом, с участием Президента России или Конституционного Суда Российской Федерации.

Правовая система любого федеративного государства характеризуется сложной природой. Она представляет собой органическую совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов. При этом акты федерального уровня соотносятся с региональными как целое и его части.

Важнейшим структурным элементом правовой системы федеративного государства является конституционное законодательство и его базовая часть - основные законы федерации и субъектов. Термин "конституционное законодательство" объединяет все федеральные и региональные нормативно-правовые акты конституционного характера. Его следует отличать от категории "конституционная система", т.е. совокупность федеральных и региональных основных законов. Они принимаются на основе международно-правовых норм и принципов, с учетом исторического опыта страны, национальных традиций, состояния развития юридической науки и законодательной техники.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Организация деятельности подразделений вневедомственной охраны
Управление нарядами СПП во время несения службы осуществляется соответствующими дежурными пунктов централизованной охраны или дежурных частей СПП. В отделах (отделениях) вневедомственной охраны, где отсутствует штатная численность дежурных ПЦО и дежурная часть СПП, управление нарядами СПП осуществл ...

Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломат ...

История дактилоскопии за рубежом
Идея создания дактилоскопической идентификации принадлежит английскому чиновнику Уильяму Хершелу. Это открытие он сделал, будучи в г. Хугли, Индия. Такой способ идентификации был придуман, чтобы отличать местных жителей при выдачи им жалованья или документов. Хершелу, как европейцу, все они казалис ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru