Норму об амнистии законодатель закрепил в главе 13 УК РФ.
Конституция Российской Федерации определяет, что объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ, правовое регулирование применения амнистии регулируется УК РФ, который раскрывает содержания акта об амнистии (ст. 84).
Спорным является вопрос о правовой природе амнистии, существует три точки зрения:
- амнистия является институтом уголовного права, так как регламентирована в первую очередь уголовным законодательством;
- амнистия является институтом государственного права, так как объявляется высшим органом законодательной власти;
- амнистия двойственна, то есть в ней есть и государственно-правовая природа и уголовно-правовая.
Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц, таким образом в акте об амнистии не могут быть перечислены пофамильно лица, к которым она применяется. Обычно акт содержит описание категорий людей к которым он применяется:
- несовершеннолетние;
- женщины;
- лица старше определенно-установленного возраста и т. д.
Круг может быть сужен указание в акте лиц, которые не подлежат амнистии. Амнистия может распространяться на широкий круг преступников, так и на узкий круг лиц.
Применимость амнистии к конкретному лицу определяется решением органа предварительного расследования, прокурора или суда. Акт об амнистии может предусматривать:
- освобождение от уголовной ответственности, лиц совершивших преступление;
- освобождение от наказания или дальнейшего его отбывания, уже осужденных лиц;
- сокращение назначенного наказания;
- замена более мягким наказанием уже назначенное;
- освобождение от дополнительного наказания лиц, к которым применено такое;
- снятие судимости.
Акт об амнистии может включать в себя все перечисленные меры или часть.
Традиционно амнистия в России связана с каким-либо праздником, так например, с советский период амнистия привязывалась к юбилеям Октябрьской революции 1917 года, в современное время амнистии объявляют к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Одновременно с актом об амнистии, принимается документ, в форме постановления. Данный документ содержит:
- разъяснение и порядок применения акта об амнистии;
- толкование акта об амнистии;
- разъяснение понятий, используемых в постановлении об амнистии;
- названия субъектов, на которых возлагается применение акта амнистии к конкретным лицам и т. д.
Согласно УПК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 27) принятие акта амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении лиц, входящих в упомянутые в нём категории. Данное основание прекращения уголовного преследования является нереабилитирующим:
лица, освобождённые по амнистии, считаются привлечёнными к уголовной ответственности на законных основаниях и не имеют права на компенсацию;
они обязаны возместить причинённый деянием ущерб, не могут быть в принудительном порядке восстановлены на работе и т. д.
Ввиду этого прекращение уголовного преследования вследствие принятия акта об амнистии допускается лишь при отсутствии возражений со стороны подозреваемого или обвиняемого.
Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с амнистией является безусловным и окончательным.
Российское общество относится к амнистии достаточно настороженно, можно увидеть отрицательное мнение многих ученых и политиков. Опасения обычно связаны с тем, что актом об амнистии могут быть освобождены лица, склонные к повторному совершению преступления. С. Н. Сабанин указывает также, что акт амнистии нарушает принцип справедливости уголовного закона, который предусматривает равенство всех категорий граждан, независимо от пола, возраста, национальности и т. д. Известно высказывание Е. Т. Гайдара: «Когда страна находится в таком положении, гуманизм к преступникам за счет их жертв по крайней мере неуместен». Такое отношение связано с рядом неудачных амнистий, когда на свободу выходили опасные преступники, которые на свободе продолжали совершать общественно опасные деяния.
В то же время, отмечаются и положительные стороны амнистии. на способствует реализации принципа экономии уголовной репрессии и принципа гуманизма. Эффективность современных амнистий достаточно высока, а процент рецидива среди амнистированных не более 5%.
Сервитут как правовой институт
Сервитут означает право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установленного сервитута. Сервитуты могут быть срочными или постоянными, а также частными ...
Система мер пресечения
Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде (ст.75 УПК ПМР); 2) личное поручительство (ст.76 УПК ПМР); 3) Поручительство организации (ст.77УПК ПМР); 4) залог как мера пресечения (ст.77-1 УПК ПМР); 5) наблюдение ко ...
Социальное обеспечение работников системы
исполнения наказания
Социальная защищённость – это надёжный тыл и уверенность в завтрашнем дне, хорошее настроение и деловой настрой. От того, насколько сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) чувствует себя социально – защищённым, зависят во многом его отношение к должностным обязанностям, психологический клим ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).