Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности регламентируется ст. 78 УК РФ:
1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.
3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
4. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.
5. К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и УК РФ, сроки давности не применяются.
В практике бывают случаи, когда от момента совершения преступления до момента привлечения лица к уголовной ответственности проходят значительные временные сроки, в таких ситуациях привлечение к уголовной ответственности может быть нецелесообразным.
Древнерусское законодательство не содержало положений о давности, хотя в правоприменительной практике она, имела место. Такое положение можно найти в Царской грамоте 1667 г., она содержала следующее: «А которые люди наперед сего воровали, а ныне не воруют, и они бы тех людей не имали и к сыщику их не приводили, оприч убивственных дел».
Впервые в российском законодательстве давность введена Манифестом 1775 г., она определялась так: «всякого рода преступления, коим десять лет прошло и через таковое долгое время они не сделались гласными, или по них производства не было, все таковые дела повелеваем отныне предать, где об них взыскатели, истцы и доносители явятся, веяному забвению и по сей статье и впредь поступать во Всероссийской империи пределах непременно». Далее в Уложении 1845 установлено несколько различных сроков давности, зависели они
- от степени тяжести наказания;
- от личности подсудимого;
также были установлены преступления, которые не подлежали исковой давности.
По Уложению 1903 г. Основаниями давности признавались такие причины:
- преступник долгое время не совершал преступления, что значит его исправление и применение к нему наказания не нужно;
- по истечению длительного времени, раскрытие преступления и выявление истины на суде становится очень затруднительным.
В послереволюционном законодательстве истечение сроков давности были закреплены в УК РСФСР 1922 г.:
- максимальный давностный срок - пять лет, относился к преступлениям, которые наказывались лишением свободы на срок свыше одного года;
- минимальный давностный срок – три года, применялся, если преступление носило более мягкий характер.
Не смотря на большое количество изменений этой нормы УК РФ, до сих пор ведутся споры и дискуссии об основаниях применения института давности.
Под давностью в уголовном праве понимается истечение указанных в уголовном законе сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности. Для применения давности необходимо наличие двух предусмотренных законом условий:
а) истекли установленные сроки;
б) отсутствуют обстоятельства, нарушающие течение этих сроков.
В соответствии со ст. 78 УК лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
Сложность представляет вопрос об исчислении срока давности привлечения к уголовной ответственности за совершение длящихся и продолжаемых преступлений. Срок давности уголовного преследования начинает исчисляться с момента прекращения длящегося преступления, как по воле виновного, так и по не зависящим от него причинам. При совершении продолжаемых преступлений срок давности начинает течь с момента совершения последнего преступного действия. Таким образом, при совершении длящихся и продолжаемых преступлений, течение срока давности начинается с момента фактического окончания преступления.
Пресс-службы судебной власти
Как было отмечено выше, в основу системы государственного управления Российской Федерации положены два ключевых принципа: • разделение властей на так называемые "ветви власти" (законодательную, исполнительную, судебную); • разделение системы государственного управления на уровни управлени ...
Органы, осуществляющие дознание
Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание крайне схоже с предварительным следствием. Разница заключается в сроках и подведомственности дел. К тому ж ...
Функции, обусловленные главенством закона в государстве
Закон, как было уже сказано, есть изданный в особо торжественной форме государственный акт. Необходимость издания особо торжественных актов объясняется желанием особо закрепить некоторые государственные волеизъявления, придать им особо ненарушимый характер и тем самым создать прочные устои для г ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).