Сервитут означает право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установленного сервитута. Сервитуты могут быть срочными или постоянными, а также частными и публичными. Установление частного сервитута Кодексом отводится гражданскому законодательству. Что касается публичного сервитута, то в силу ст.23 ЗК РФ он устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Довольно подробно в ЗК РФ изложены случаи возможного установления публичных сервитутов. Обычно публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельные участки, а также для использования земельных участков в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры, одновременно для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, для проведения дренажных работ на земельном участке, для забора воды и водопоя, прогона скота через земельные участки, для сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением земельных участков в пределах земель лесного фонда, а также для использования земельных участков в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских работ и для свободного доступа к прибрежной полосе.
История понятия сервитута берет истоки еще с римского права. Впервые сервитуты упоминаются в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда в легких повозках; право пользования вымощенной дорогой для перевозки тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом сервитута считалось не право пользования чужой вещью в определенном отношении, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользовался сервитуарий.
В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994 г. В "Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:
1) безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
2) размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
3) доступа на участок соответствующих муниципальных нужд для ремонта объектов инфраструктуры.
Земельный кодекс закрепляет два вида сервитутов: частные и публичные. Порядок установления частных сервитутов регулируется гражданским законодательством, а публичных - земельным и иным специальным законодательством. Согласно ч.2 ст.23 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Интересы, для обеспечения которых устанавливаются публичные сервитуты, перечислены в ч.3 ст.23 ЗК РФ. Что касается частного сервитута, то он регулируется, во-первых, нормами Гражданского кодекса (статьи 274-277), во-вторых, нормами Земельного кодекса, который определяет, что частный сервитут устанавливается в интересах одного лица, в то время как публичный устанавливается в интересах государства. Частные сервитуты устанавливаются на основании договора между собственниками земельного участка и пользователем сервитута. Частные сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации.
Закон суров, но он закон
Неоспоримо то, что закон нельзя соблюдать чуть-чуть – в отношении него мы либо законопослушные граждане, либо нет. Как показали результаты исследования, проведенного группой специалистов социологического агентства «Открытая Россия» в 2006 году, 83,3 процента из числа опрошенных считают себя законоп ...
Охрана российских изобретений за рубежом
Действие патентов на изобретения, как правило, ограничивается территорией тех государств, патентные ведомства которых их выдали. Чтобы разработка пользовалась правовой охраной в других странах, она должна быть там запатентована. Иными словами, обладатель прав на разработку должен составить и подать ...
Смягчающие и отягчающие обстоятельства и их роль в
индивидуализации наказания несовершеннолетним
Смягчающие и отягчающие обстоятельства являются дополнительным критерием, на основе которого суд делает свой вывод о степени общественной опасности как совершенного преступления, так и личности виновного “Справедливое и соразмерное наказание может быть назначено виновному лишь при том условии, или ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).