Применительно к подростку один из родителей, учитывая существенные обстоятельства, имеющие значение для решения данного вопроса, в одних случаях разрешит поступление 14-летнего подростка на работу, в других - нет. Более того, в отношении одного и того же несовершеннолетнего, вступающего в различные конкретные правоотношения, родителем могут быть приняты совершенно разные решения. Такие ситуации были бы невозможны, если бы согласие одного из родителей влияло на возникновение трудовой правосубъектности.
Таким образом, трудовая правосубъектность граждан возникает с 14 лет, но для лиц, не достигших 16-летнего возраста, существует особый порядок приёма на работу: помимо соглашения сторон необходимо письменное соглашение одного из родителей.
Данное согласие может быть выражено в виде заявления, обращённого к нанимателю, свидетельствующего о разрешении поступления подростка на работу. Согласие одного из родителей предполагает выяснение некоторых обстоятельств, влияющих на решение вопроса о приёме подростков на работу: характера будущей работы, её соответствия способностям и знаниям несовершеннолетнего.
Следует признать, что требование законодательства о необходимости согласия одного из родителей на приём подростка на работу - это определённая мера защиты прав и интересов несовершеннолетнего. Цель разрешения - предупредить поступление подростков на работу, противопоказанную их здоровью и другим интересам. Поэтому имеет смысл, чтобы один из родителей не только давал согласие на приём на работу, но и присутствовал при заключении трудового договора с несовершеннолетним, а его воля получала отражение в тексте трудового договора. По мнению Зинченко Л.В. при поступлении подростка на работу данное согласие должно проявляться в одобрении условий труда, на которых он будет работать. Это определяет целесообразность присутствия при заключении письменного трудового договора одного из родителей.
Поскольку одной из особенностей труда молодёжи считается то, что он не является основным занятием подростка, то следует обратить внимание на характер выполняемой работы. Закреплённое в статье 11 ТК право работника на здоровые и безопасные условия труда в трудовых правоотношениях несовершеннолетних выступает в качестве субъективного права льготные условия труда, обеспечивающие охрану здоровья и благоприятные условия для физического и умственного развития молодых работников. Поэтому работа должна быть лёгкой. Вместе с тем законодатель уточняет понятие лёгкой работы. Под ней понимается работа, которая не является вредной для здоровья и развития и не наносит ущёрба общеобразовательного учреждения и учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования.
В целях охраны здоровья несовершеннолетних учащихся в возрасте от 14 до 16 лет и во исполнение статьи 272 ТК постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 утверждён перечень лёгких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, включающий в себя некоторые виды сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ, работ по благоустройству города, а также разноску почтовой корреспонденции и выполнение освоенных в школьных мастерских видов работ. Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Учет характера и степени общественной опасности преступления
при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем
возрасте
Эффективность назначения наказания, а следовательно, и достижение их целей, прежде всего, предупреждение новых преступлений, “находятся в прямой зависимости от дифференцированной оценки преступного деяния” . Ст. 60 Уголовного Кодекса РФ указывает на необходимость учитывать при назначении наказания ...
Классификация правовых систем
В основе классификации правовых систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические, культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые. На основе различных критериев - идеологии (р ...
Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).