Право и закон » Охрана труда женщин и несовершеннолетних » Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних

Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних

Страница 3

1) установление минимального возраста для приёма на работу;

2) запрещение применения труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах;

3) установление предельных норм подъёма и перемещения тяжестей;

4) обязательные медицинские осмотры.

Установление минимального возраста для приёма на работу или другими словами, необходимо чётко определить момент возникновения трудовой правосубъектности несовершеннолетних.

Наиболее теоретически правильным представляется мнение о правосубъектности как об определённом правовом свойстве субъекта права, органически сочетающем в себе такие качества, как правоспособность (т.е. способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности) и дееспособность (т.е. способность самостоятельно, своими личными действиями осуществлять свои права и обязанности). Нельзя обладать трудовой правоспособностью и не иметь возможности лично реализовать принадлежащие правоспособному лицу права и возложенные на него обязанности. Данную точку зрения поддерживают и белорусские учёные.

Возникновение трудовой правосубъектности по действующему законодательству связано прежде всего с достижением определённого возраста, установленного законом. В то же время возраст, с которого возможен приём работника на работу, это не только биологическая, но и общественная категория, по достижении какого возраста лицо может и должно включаться в процесс трудовой деятельности. Правильное решение вопроса о возрасте, по достижении которого у несовершеннолетних возникает трудовая правосубъективность, имеет исключительно важное юридическое значение.

Законодательство о труде закрепляет общее правило о минимальном возрасте, по достижении которого лицо может быть принято на работу по трудовому договору. ТК содержит две статьи, посвящённые данному вопросу: статья 21 и статья 272. Но если часть 1 статьи 272 имеет характер запрета: "не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет", то часть 1 статьи 21 гласит, что "заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет".

В то же время данная норма имеет определённые оговорки. Речь идёт о снижении минимального возраста для приёма на работу. Так, часть 2 статьи 272 ТК предоставляет возможность заключать трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) и для выполнения лёгкой работы.

На первый взгляд, если исходить из содержания статьи 272 ТК, устанавливающей общее правило о недопущении приёма на работу лиц моложе 16 лет и допускающей возможность поступления на работу лиц, достигших 14 лет, лишь для выполнения лёгкой работы и с письменного согласия одного из родителей, можно сделать вывод о возникновении трудовой правосубъектности с 16 лет.

На наш взгляд, логически верной представляется позиция тех учёных, которые связывают возникновение трудовой правосубъектности с более ранним возрастом, чем закреплённым общим правилом. Мы считаем, что трудовая правосубъектность граждан возникает с 14 лет исходя из следующего. Как известно, для заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет, необходимо письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей). Будет неточным придавать данному согласию значение правообразующего фактора, влияющего на возникновение трудовой правосубъектности. Наличие правосубъектности всегда обусловлено общей правовой нормой и не может быть поставлена в зависимость от конкретных действий того или иного лица. Обязательность согласия одного из родителей при решении вопроса о приёме на работу лица, достигшего 14-летнего возраста, означает, что для возникновения конкретного правоотношения с таким подростком необходим сложный состав, т.е. разрешение одного из родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Становление системы военного профессионального образования в России
Профессиональное военное образование в России имеет свою историю. Первые военно-образовательные учреждения появились в конце ХVII – начале ХVIII вв. в ряде стран Западной Европы с появлением регулярных армий. По инициативе Петра I в 1698 г. в Москве открылись артиллерийские и пехотные школы, в Азов ...

Неудовлетворительный результат испытания
"При неудовлетворительном результате испытания освобождение работника от работы производится администрацией юридического лица без согласования с соответствующим выборным профсоюзным органом, действующим на данном предприятии, в организации, учреждении, и без выплаты выходного пособия". Та ...

Референдум и плебисцит – понятия
В мировой государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Поэтому надо сказать, что понятие плебисцит и референдум не вполне равнозначные и не всегда синонимичные. Понятие референдума: Рефере́ндум (от лат.referendum— то, что должно быть сообщено)— механизм ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru