Конституция Республики Беларусь закрепляет качественно новый уровень отношений между личностью и государством - демократическое социальное правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. По своей сути социальное государство призвано проводить экономическую и социальную политику, направленную на обеспечение благополучия всех граждан и поддержание социально незащищенных групп населения, на утверждение социального равенства и социальной справедливости. В настоящее время Беларусь идет по пути социально - экономических реформ, что приводит к радикальным переменам в жизни общества. Устранение административных ограничений и формирование рыночных отношений создали условия для роста экономической активности значительной части населения, и для существенных изменений на рынке труда.
Преобразования в экономике отражаются и на трудовом праве. Последнее традиционно регулирует отношения двух субъектов - работника и нанимателя, представляя первому определенные гарантии в сфере труда. Однако реализация этих гарантий, к сожалению, еще не стала первоочередной задачей государства. Это, в частности, приводит к тому, что сегодня наниматели нередко пытаются регулировать отношения, связанные с реализацией права граждан Республики Беларусь на труд, нормами гражданского законодательства. Именно поэтому охрана труда как правовой институт обретает свою актуальность, выходит на первый план во всей отрасли трудового права. Также остаются уязвимыми менее конкурентоспособные на рынке труда граждане, нуждающиеся в определенной поддержке со стороны государства и общества, а именно - женщины и несовершеннолетние. Нанимателям экономически невыгодно брать их на работу и обеспечивать им повышенную охрану труда, а также предоставлять различные льготы, установленные законодательством.
Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда. Таким образом, охрана труда направлена на создание безопасных и здоровых условий труда для каждого работающего. Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Республики Беларусь.
При всей практической значимости проблемы правового регулирования охраны труда женщин и несовершеннолетних в науке трудового права она относится к числу малоизученных, так как в работах по трудовому праву освещались проблемы труда указанных категорий работников, а охрана труда является лишь сопутствующим вопросом, либо ученые обращались в своих трудах к охране труда либо женщин, либо несовершеннолетних. К соответствующим исследованиям относятся работы: Голованова Е.А. "Трудовые права подростков в СССР " (1960 г.), Железнова Б.И. "Охрана труда подростков" (1963 г.), Семенкова В.И. "Охрана труда в СССР (правовые проблемы)" (1976 г.), Абрамова А.А. "Охрана труда женщин" (1978 г.) и Зинченко Л.В. "Правовая охрана труда женщин и несовершеннолетних в Республике Беларусь" (2007 г.).
Целью дипломной работы является проведение системного анализа охраны труда женщин и несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели в дипломной работе ставятся следующие задачи:
раскрыть правовую сущность охраны труда;
охарактеризовать право на здоровые и безопасные условия труда;
дать понятие и раскрыть виды охраны труда;
проанализировать содержание правовой охраны труда женщин и несовершеннолетних;
охрана труд женщина несовершеннолетний
обосновать существование особой охраны труда данной категории работников;
раскрыть особенности правовой охраны труда женщин и несовершеннолетних;
проанализировать правовые гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны труда женщин и несовершеннолетних.
Предмет исследования составляют теоретические и практические вопросы охраны труда женщин и несовершеннолетних в области трудового права.
За последние годы в республике создана и функционирует государственная система управления охраной труда, сформировано национальное законодательство в этой сфере, приняты: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904 "О Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь", Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 982 "О Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы". В рамках реализации данной программы принято 23 нормативных правовых акта и 6 технических нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда в различных сферах.
В процессе подготовки и выполнения дипломной работы была изучена учебная и специальная научная литература по трудовому праву. Основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов: Астапова Е.И., Головиной С.Ю., Войтика А.А., Семенкова В.И., Важенковой Т.Н., Киселева И.Я., Куренного A. M., Лушниковой М.В., Лушникова A. M., Орловского Ю.П., Секач, И.С., Пашерстника А.Е., Минец, И., Толкуновой В.Н., Зинченко, Л.В., Чистяковой И.М., Шишко, Г. Б.
Правовую основу настоящего исследования составили Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, международные правовые акты, закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. "Об охране труда", постановление Совета Министров Республики Беларусь.26 мая 2000 г, № 765 (в редакции от 28.02.2002 г.)"О списке тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин", Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 "Об установлении предельных норм подъёма и перемещения тяжестей женщинами вручную", постановление Министерства здравоохранения от 13 октября № 134 "Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную", постановление Министерства труда и социальной защиты от 15 октября 2010 г. № 144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" и другие, а также Трудовой кодекс Российской Федерации,
При исследовании использовались следующие методы: общенаучные методы (описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные (сравнительно-правовой, логический, исторический).
Уголовно-правовые гарантии
Обеспечивая охрану важнейших общественных отношений и прав, Уголовный кодекс РФ содержит статьи, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, против личной свободы, против чести и достоинства, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против ...
Правовое регулирование муниципальных выборов
Для современного этапа развития законодательства о муниципальных выборах характерно следующее: совершенствование федеральной системы правовых гарантий, призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения демократичных и свободных муниципальных выборов, их открытость и гласность, подлинн ...
Имущественные права детей
СК РФ не признает право собственности детей на имущество, принадлежащее их родителям. Согласно п. 4 ст. 60 СК РФ, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользова ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).