На наш взгляд Список тяжёлых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин" должен периодически пересматриваться и дорабатываться, поскольку технический прогресс, автоматизация производства, замена ручного труда на некоторых работах, ранее считавшихся тяжёлыми и вредными, и сделают их вполне приемлемыми для женщин. Мы также соглашаемся с мнением Зинченко, Л. В, о необходимости разработки списка работ и профессий с относительно лёгкими условиями труда, где преимущественно следует применять труд женщин.
Принимая во внимание современное состояние экономики, положение на рынке труда и проблему трудоустройства женщин, пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 765 нанимателю предоставлено право принимать решение о применении труда женщин на работах, включённых в Список, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и положительном заключении органов Государственной экспертизы условий труда и Государственного санитарного надзора Республики Беларусь.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь с учётом заключений Министерства здравоохранения Республики Беларусь в случае необходимости имеет право разъяснить применение Списка.
Так, в письме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 11-16/6497/14-15-4/4068 "О применении списка тяжёлых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин", оговорено, что определяющими условиями при решении вопроса о возможности использования труда женщин в производствах и на работах, перечисленных в Списке, является соответствие параметров величин факторов производственной среды и показателей трудовых нагрузок. На таких рабочих местах должны быть исключены факторы риска для жизни и здоровья (горные, верхолазные, подземные работы, работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, работы с сосудами под давлением и другие, связанные с высоким эмоциональным напряжением и риском для жизни), при наличии которых не допускается применение труда женщин детородного возраста.
Для решения вопроса о возможности применения труда женщин в производствах и на работах, перечисленных в Списке, наниматель проводит работу по внедрению оздоровительных мероприятий и устранению факторов, препятствующих применению труда женщин, или приведению их параметров к допустимым нормам, после чего обращается в органы государственной экспертизы условий труда и государственного санитарного надзора по месту своего нахождения.
Другим существенным ограничением в отношении труда женщин является предусмотренное частью 3 статьи 262 ТК запрещение применения труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Данные нормы установлены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 133 "Об установлении предельных норм подъёма и перемещения тяжестей женщинами вручную"
Так, установлена предельно допустимая масса груза при подъёме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг; при подъёме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг; суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены с рабочей поверхности, - до 350 кг, с пола - до 175 кг.
Результаты проверок, проводимых государственными инспекторами труда, свидетельствуют, что на практике законодательство о переноске тяжестей на местах практически не выполняется ввиду его сложности, отсутствия соответствующих измерительных приборов и изготовления многих видов тары весом более 10 кг, что крайне неблагоприятно отражается на здоровье женщин. Например, на пищеблоках для приготовления пищи применяются перемещаемые вручную женщинами - поварами баки ёмкостью до 50 литров.
На наш взгляд, действующее законодательство о предельных нормах переноски и перемещения тяжестей нуждается в упорядочении. Необходимо выработать механизм реализации указанного нормативного документа.
Общая характеристика правовых актов о правоохранительных органах
Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует, изучения значительного количества законодательных и иных правовых актов. Сколько их ‑ точно определить невозможно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать ‑ не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить ...
Понятие защиты трудовых прав работников
Понятие «защиты» трудовых прав работников надо различать в широком и узком ее смыслах. Защита трудовых прав работников в узком смысле слова - это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе и профилактика, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовы ...
Понятие материальной ответственности
Материальная ответственность по трудовому праву - это обязанность возмещения виновной стороной трудового договора нанесенного вреда (ущерба) другой стороне. В зависимости от того, кто кому нанес вред, различается: материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству его виновны ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).