Поэтому к охране труда женщин относят следующие мероприятия и средства:
1) запрещение применения труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах;
2) установление предельных норм подъёма и перемещения тяжестей;
3) введение максимально благоприятных режимов труда и отдыха;
4) установление облегчённых условий труда женщинам в связи с материнством.
Правовая охрана труда женщин проявляется не только в создании здоровых и безопасных условий труда для данной категории работников посредством надлежащего исполнения нормативов, но и в законодательном ограничении круга работ, к которым женщины могут быть допущены. Часть 1 статьи 262 ТК устанавливает запрет на применение труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Поступая на работу, сама женщина ещё не может знать, насколько вредны или тяжелы условия данной конкретной работы для её здоровья. И закон помогает женщине избежать таких вредных и особо тяжёлых для её организма условий труда. Представляется, что запрещение труда женщин на вредных для женского организма работах не являются ограничением им трудовой правоспособности и сужением объёма субъективного права на труд. Такая регламентация порядка приёма на работу женщин устанавливается в интересах не только общества, но в интересах самой женщины, сохранения её здоровья и трудоспособности. Это одна из мер по созданию обществом благоприятных условий для реализации права женщин на труд.
Медициной давно доказано, что тяжёлый физический труд отрицательно сказывается на будущем материнстве. Так, многие химические, физические и биологические факторы среды оказывают повреждающее воздействие на репродуктивную способность женщин. Особенно опасен контакт с вредными химическими веществами и физическими факторами в период беременности, так как при беременности происходит существенная функциональная перестройка организма будущей матери. В этих условиях воздействие производственных факторов на организм существенно возрастает. В связи с тем, что женский организм не может нормально противостоять влиянию отдельных вредных условий труда, такие условия запрещены. В целях реализации статьи 262 ТК Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 26 мая 2000 г. № 765, которым утвердил "Список тяжёлых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин" (далее - Список). Он включает в себя 252 профессии и должности с указанием работ по ним. Если по каким-либо профессиям и должностям не указаны виды работ, то применение труда женщин запрещается по всем видам работ.
На наш взгляд перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда женщин, необходим. В поисках более высокооплачиваемой работы женщины идут, и подчас охотно, на работу с тяжёлыми и вредными условиями труда. Как свидетельствуют статистические данные, в Республике Беларусь на тяжёлых ручных работах в промышленности женщины составляют 20%, а в строительстве - свыше 25%. Удельный вес рабочих мест с вредными условиями труда и тяжёлыми работами, на которых заняты женщины, составляет 31,5% общего числа таких мест. То есть треть работников, занятых на работах с вредными условиями труда - женщины. При этом многие сами стремятся устроиться на такую работу в расчёте на получение льготной пенсии. Поэтому Список защищает женщин от полного использования их в указанных отраслях.
Одним из аргументов против существования Списка является нарушение конституционного права женщины на труд, когда сокращаются их возможности в выборе профессий, рода занятий и работы в соответствие с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей. Некоторые авторы высказывают мнение, что список работ, на которых запрещается применение труда женщин, используется для того, чтобы закрыть женщинам доступ к престижной и хорошо оплачиваемой работе. Разрешать данный спор не стоит однозначно. Такой документ, безусловно, необходим, поскольку его цель не дискриминировать женщин, а охранять их здоровье от вредного воздействия производственных факторов. Ведь дать возможность женщине трудиться наравне с мужчиной не сама цель, главное - создать благоприятные условия для труда, позволяющие сохранить длительную трудоспособность. Конечно, радикальной мерой, определяющей охрану здоровья женщин на производстве, могла бы быть ликвидация вредного и тяжёлого труда. Однако решить эту проблему в ближайшие годы в силу разных причин не представляется возможным. Следовательно, необходимо применять профилактические меры: не использовать труд женщин репродуктивного возраста на особо тяжёлых и вредных производствах либо использовать его в исключительных случаях; при распределении молодых специалистов-женщин по окончании высших и средних учебных заведений учитывать тяжесть труда по отдельным специальностям в области химической и нефтехимической, химико-фармацевтической, полиграфической, лёгкой промышленности и некоторых других отраслей.
Статистическая сводка и обработка первичной
информации
Статистические данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности. Для получения обобщающих характеристик со ...
Внешняя среда предприятия
Факторы прямого воздействия Увеличение стоимости нефти на мировом рынке приводит к удорожанию нефтепродуктов, что ведет к увеличению тарифов на тепловую энергию; Изменения в законодательстве на как на федеральном, так и на местом уровне, новые законы, законодательные акты, указы и т.д.; Изменения в ...
Признаки причинной связи
Любая причинная связь, в том числе и причинная связь в уголовном праве, характеризуется рядом признаков. Поскольку причинная связь - это процесс, протекающий во времени, то первый критерий такой связи - временной. Это означает: для наличия причинной связи между общественно опасным деянием и вредным ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).