И это чрезвычайно важно в условиях нынешней демократизации жизнедеятельности образовательных учреждений. В недавнем прошлом правосубъектность участника гражданского оборота сводилась к правам юридического лица, а осуществление ее - к действиям органа юридического лица. Нынешнее наделение вуза статусом юридического лица сопровождается расширением правомочий его структурных подразделений вплоть до создания, по доверенности вуза, в его структуре самостоятельных субъектов образовательной деятельности. А Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит специальную главу о субъектах учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их правах и обязанностях. Студенты, слушатели, аспиранты (адъюнкты), соискатели и докторанты представлены как активные участники осуществления вузом его компетенции.
Так что, современное законодательство отнюдь не сводит осуществление правосубъектности военно-учебного заведения, как образовательного учреждения, к действиям лишь его руководства (командования), а требует от этого руководства активного включения в процесс создания соответствующих образовательных прав и обязанностей всего коллектива учебного заведения.
Но воля коллективного субъекта права уже не может быть сведена к действиям отдельного руководителя или небольшой группы руководителей. Коллективная воля выражается не только руководителями и должностными лицами, выступающими как руководство, но и структурными подразделениями военно-учебного заведения, всем коллективом.
Однако здесь следует обратить внимание на одно, весьма существенное обстоятельство: утверждая, что «волеизъявление» - не только прерогатива лиц, относящихся к категории органа военно-учебного заведения, как юридического лица, но и его работников, соотносящих свои действия в соответствии с кругом их служебных и образовательных обязанностей и не выходящих за их пределы.
Проблема выявления и актуализации потенциальных возможностей коллектива военно-учебного заведения в осуществлении его образовательной компетенции достаточно сложна и нуждается в специальном исследовании.
Подобно тому, как компетенция военно-учебного заведения, при всей ее потенциальной динамичности и обогащенности позитивной ответственностью, не реализуется сама по себе, автоматически, а предполагает создание для этого социального механизма осуществления компетенции, так и ответственность военно-учебного заведения не сводится к своему позитивному варианту (ответственности наперед), она имеет и свой ретроспективный вариант (ответственность за результат - деятельности), реализация которого предполагает наличие соответствующего процессуально-правового механизма.
И такие механизмы в российском государстве существуют и действуют в рамках установленной законом, юрисдикцией органов суда, арбитража, административных и управленческих органов. В предусмотренном законом порядке они правомочны давать оценку действию физических и юридических лиц, их официальных руководителей как правомерному или неправомерному, разрешать спорные вопросы, применять юридические санкции к лицу, не выполняющему своих служебных обязанностей или совершившему правонарушение.
Таким образом, создавая современные организационно-правовые формы и методы государственного управления образовательной деятельностью российских высших учебных заведений, в том числе и военно-учебных заведений, законодатель не ограничивается традиционными подходами (хотя и не отказывается от некоторых из них), а вводит новые, адекватные потребностям широкой демократизации жизнедеятельности нашего общества. Центральное место среди них занимает статусный метод - метод предоставления образовательным учреждениям широких полномочий в форме развернутой и всеобъемлющей компетенции, сопрягаемой с соответствующей ответственностью.
Военно-учебным заведениям предоставляются законом автономия и академические свободы, стимулируется их позитивная юридическая ответственность как структурный элемент компетенции. Одновременно резко повышаются требования к качеству подготавливаемых ими специалистов, усиливается государственный контроль за качеством образования. В этих условиях возрастает роль и общественного контроля за осуществлением военно-учебным заведением его компетенции, роль коллектива и его малых групп в активизации образовательной деятельности.
Договор контрактации
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п.1 ст.535 ГК РФ). Договор контрактации является возмездным ...
Материально-экономическая база защиты детства
Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе. В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, ...
Проблемы и формирование стратегии эффективного управления земельными ресурсами
в РФ
Современные ученые выделяют следующие функции управления в области использования и охраны земель: государственный кадастровый учет земельных участков; государственный мониторинг земель; землеустройство; земельный контроль; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; инф ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).