В современной России историю ныне действующих избирательных комиссий можно вести с 1993 г., хотя и с определенными оговорками. Дело в том, что в 1993 г. избирательные комиссии были созданы на основе указов Президента РФ, а не на основе законов, да еще в условиях фактического отсутствия Конституции. В то же время многие формы и методы работы избирательных комиссий устоялись в период 1993-1995 гг. и получили свое дальнейшее развитие в более поздний период, когда избирательные комиссии были созданы уже на конституционно-законной базе. Говоря о том, что они были созданы на конституционно-законной базе, мы имеем в виду, что они сформированы на основе законов, принятых в соответствии с Конституцией, хотя сама Конституция РФ 1993 г. положений об избирательных комиссиях не содержит.
Государственно-правовой статус избирательных комиссий определяет правовое положение избирательных комиссий как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведения выборов. Это понятие раскрывает их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования самих государственных органов, поскольку ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, как отмечалось выше, являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов проявляется в следующем:
в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;
их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);
они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;
их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.
Рассмотрим систему избирательных комиссий и место ЦИК в ней. Для этого приведем следующую схему.
Рис. 2.1 Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления
Таким образом, при проведении выборов действует строго определенная схема избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Рассмотрим также структуру выборов должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления (рис. 2.2.):
Рис. 2.2 Выборы должностных лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Из представленных структурных схем видно, что при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления в систему избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных и многомандатных избирательных округов.
Источники права постклассического периода
В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде, изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодатель ...
Территориальные различия преступности несовершеннолетних
Анализ территориального распределения преступности несовершеннолетних обнаруживает долговременную устойчивость ряда важных в криминологическом отношении тенденций. В границах Российской Федерации и ее субъектов все годы, охваченные статистическим наблюдением, фиксируются значительные и весьма усто ...
Договоры аренды
недвижимого имущества
В самом общем смысле объектом аренды могут быть любые непотребляемые вещи. В частности, в качестве объекта аренды могут выступать земельные участки и другие обособленные природные объекты, здания и иные сооружения, предприятия, имущественные комплексы, оборудование, транспортные средства и другое д ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).