В современной России историю ныне действующих избирательных комиссий можно вести с 1993 г., хотя и с определенными оговорками. Дело в том, что в 1993 г. избирательные комиссии были созданы на основе указов Президента РФ, а не на основе законов, да еще в условиях фактического отсутствия Конституции. В то же время многие формы и методы работы избирательных комиссий устоялись в период 1993-1995 гг. и получили свое дальнейшее развитие в более поздний период, когда избирательные комиссии были созданы уже на конституционно-законной базе. Говоря о том, что они были созданы на конституционно-законной базе, мы имеем в виду, что они сформированы на основе законов, принятых в соответствии с Конституцией, хотя сама Конституция РФ 1993 г. положений об избирательных комиссиях не содержит.
Государственно-правовой статус избирательных комиссий определяет правовое положение избирательных комиссий как участников избирательного процесса по отношению к государству и его органам, а также к другим субъектам правоотношений в сфере организации и проведения выборов. Это понятие раскрывает их политико-правовое положение в структуре и механизме функционирования самих государственных органов, поскольку ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, как отмечалось выше, являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов проявляется в следующем:
в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;
их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);
они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;
их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.
Рассмотрим систему избирательных комиссий и место ЦИК в ней. Для этого приведем следующую схему.
Рис. 2.1 Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления
Таким образом, при проведении выборов действует строго определенная схема избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Рассмотрим также структуру выборов должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления (рис. 2.2.):
Рис. 2.2 Выборы должностных лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Из представленных структурных схем видно, что при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления в систему избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных и многомандатных избирательных округов.
Другие субъекты авторского права
Как уже говорилось выше, авторское право может перейти к другим (кроме автора) лицам на основании: а) определенных событий; б) договора. Лица, к которым авторские права переходят в результате событий К лицам, получившим авторские права без договора, в результате событий, относятся: 1) издатели сост ...
Коллективные переговоры: понятие и порядок проведения
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале колле ...
Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).