Процесс построения правового государства и вхождения России в мировую рыночную систему предполагает формирование кардинально новых отношений, в первую очередь между хозяйствующими субъектами. Это возможно только при тщательном пересмотре и, в случае необходимости, исключении прежних правовых доктрин. Замене подлежат, казалось бы, самые незыблемые понятия и институты отечественного права. Процесс этот очень длительный и сложный, характеризуется не только появлением новых правовых норм, институтов, отношений и субъектов, но и устранением прежних, потерявших актуальность в современных условиях.
Переориентация экономики России на рыночные отношения заставила государственные учреждения по иному строить свою деятельность, адаптировать свой правовой статус в соответствии с реалиями времени. Особого внимания в этой связи заслуживают нормы, регулирующие правовое положение военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также порядок их деятельности. Именно от них зависит, насколько эффективно будет осуществляться взаимодействие между военными вузами и другими участниками гражданского оборота.
Четкое определение прав, обязанностей и ответственности военно-учебных заведений не только позволит оптимизировать их финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение, но и значительно повысит качество образования, а следовательно будет решена и основная задача – подготовка высококвалифицированных офицерских кадров.
Реформирование системы высшего профессионального образования сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов правового воздействия на деятельность высших учебных заведений. Особое место в этом процессе отводится военным образовательным учреждениям.
Коммерциализация общественных отношений в области образования не могла не отразиться на правовом статусе данных организаций.
Закон «Об образовании» предоставляет образовательным учреждениям возможность заниматься деятельностью, связанной с получением доходов, в частности, оказывать платные дополнительные образовательные услуги. Это положение распространяется и на деятельность военно-учебных заведений. Кроме того, в механизме правового регулирования деятельности вузов, созданных в различных организационно-правовых формах, особое место занимают финансово-хозяйственные отношения. И именно они формируют имущественную базу для осуществления основных образовательных функций. Правовым регулированием охватываются все стороны деятельности военно-учебного заведения, вместе с тем специфика его правосубъектности предопределяет не только особый правовой режим его хозяйственной деятельности, но и специфическое положение и структуру его органов управления.
Суммируя изложенное выше, можно подчеркнуть, что актуальность исследования обусловлена:
- решающим воздействием на научно-технический и общественный прогресс человечества, которое оказывают общественные отношения в сфере образовательной деятельности в целом и военного образования – в частности;
- отсутствием специальных исследований в области гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- потребностью в систематизации действующих нормативных правовых актов в указанной сфере и устранении существующих между ними противоречий;
- отсутствием в правоприменительной практике единообразных подходов к предпринимательской деятельности вуза.
Установление оптимального соотношения публичных и частно правовых интересов в сфере военного образования требует выявления и обоснования новых подходов к определению правового статуса военного образовательного учреждения, наделенного специальной правосубъектностью.
Теоретическое осмысление обозначенных проблем призвано способствовать достижению наиболее рационального сочетания общественных, групповых и личных интересов при определении гражданской правосубъектности военно-учебных заведений и ее законодательном закреплении.
Состояние научной разработки темы:
В указанной выше трактовке проблема гражданской правосубъектности военно-учебных заведений Российской Федерации не подвергалась ранее специальному комплексному исследованию. Отдельные вопросы темы освещались применительно к общим вопросам правового статуса субъектов гражданских правоотношений либо применительно к вопросам регулирования образовательной деятельности вообще.
Таким образом, для разработки темы дипломной работы имеются как теоретические, так и практические основания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации.
Предметом исследования является круг правоотношений, складывающихся при реализации военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Российской Федерации гражданской правосубъектности в сфере хозяйственной и образовательной деятельности.
Основная цель дипломной работы — посредством теоретического осмысления действующего законодательства и практики его применения раскрыть понятие гражданской правосубъектности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, выяснить гарантии ее реализации, а также выявить особенности деятельности военных вузов, влияющие на определение их статуса.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Выявить особенности военно-учебного заведения как субъекта образовательной деятельности.
2. Определить компетенцию и роль государства в системе управления военным образованием, а так же выявить компетенцию военно-учебных заведений как субъектов образовательной деятельности.
3. Раскрыть некоторые особенности и содержание имущественных правоотношений, возникающих с участием военно-учебного заведения Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляют структурно-логический, системно-аналитический, формально-юридический и функциональный методы исследования, а также метод обобщения нормативных и практических материалов, использованные в рамках диалектического подхода к изучению осуществления военно-учебными заведениями Российской Федерации своей правосубъектности.
Исследование нормативной основы деятельности военных образовательных учреждений Российской Федерации охватывает законодательные и иные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов о высшем профессиональном образовании, акты государственных органов, относящихся к образовательной и хозяйственной деятельности военно-учебных заведений, а также опубликованные проекты нормативных правовых актов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее теоретических выводов и практических рекомендаций для решения проблем, возникающих в процессе реализации военно-учебными заведениями своей деятельности.
Положения выносимые на защиту:
1. Военно-учебные заведения являются неотъемлемым субъектом права, регулирование соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции Российской Федерации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском и профессиональном образовании» и Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
2. Особенностью правового положения военно-учебного заведения является то, что по своей организационно - правовой форме оно представляет собой государственное учреждение, то есть организацию, созданную собственником (государством) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично.
3. Особенностью функционирования военно-учебных заведений является то, что учредителем военно-учебного заведения может быть только государство. Оно предоставляет военно-учебному заведению на праве оперативного управления имущественную базу, здания и сооружения. Также военно-учебное заведение имеет достаточно широкую компетенцию как образовательное учреждение, охватывая все стороны и аспекты его многогранной жизнедеятельности, кроме того каждый вуз имеет свой устав.
Исследование профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих
Государственная и муниципальная служба на территории г. Азова регламентируется Конституцией РФ, Федеральными Законами, а законами Ростовской области от 26 декабря 1995 года № 9-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» и от 29 декабря 1997 года № 55-ЗС «О муниципальной службе», Уставом г. ...
Внешняя политика и дипломатия, их соотношение с международным правом
Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений. Международные отношения, внешняя политика, дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих ...
Размещение заказа у единственного поставщика по согласованию с контрольным
органом
Решение о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, установленных в пунктах 3–6, 18–19, 21 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).