Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности.
В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З под нормативным правовым актом понимается официальное направление субъектом нормотворческой деятельности в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.
Рассмотрим основные виды нормативно-правовых актов (рисунок 1.1) на основании ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года № 361-З.
Рисунок 1.1 – Виды нормативно-правовых актов
Рисунок 1.2 – Классификация нормативно-правовых актов
Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Виды законов представим на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Виды законов
К конституционным законам 1 относят Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, принятие которых прямо предусмотрено ее статьями (Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» ст.108 Конституции).
К обычным законам 2 относятся законы, принимаемые на основе и во исполнение конституционных законов, составляющие текущее законодательство и регулирующие наиболее важные общественные отношения (Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года).
Рисунок 1.4 – Действие нормативных правовых актов
2. Проанализируйте статью нормативного правового акта, указав правовые нормы и их структуру (гипотеза, диспозиция, санкция):
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З:
«Статья 7.2. Порядок обжалования
1. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
2. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
3. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд».
Норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами [4, с.178].
Под структурой правовой нормы понимается ее внутренне строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов [4, с.178].
Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.
Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) – норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом.
Диспозиция – та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция – часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.
Сторонники такого подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если – то – иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» – диспозицию, «иначе» – санкцию.
Среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей:
- гипотезы и диспозиции;
- диспозиции и санкции.
Также существуют следующие варианты логического изложения типичных правовых норм в статьях нормативных актов:
1. статья нормативного правового акта содержит одну норму, включающую все три элемента;
2. статья нормативного правового акта состоит из двух и более правовых норм;
3. правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или даже в разных нормативных актах;
4. в статье нормативного правового акта гипотеза или диспозиция могут опускаться. Это допустимо, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.
Исходя из вышесказанного разберем статью 7.2 «Порядок обжалования» процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З.
Статья состоит из 4 норм:
1 правовая норма – «Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс (гипотеза), могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд (диспозиция)».
2 правовая норма – «Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении».
«Жалоба, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении (диспозиция)». «Поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать (гипотеза)».
3 правовая норма – «Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда».
«Действия и решения судьи…», «Действия и решения председателя суда…» (диспозиция). «…могут быть обжалованы председателю суда», «…могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда» (гипотеза).
4 правовая норма – «Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (гипотеза), может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд (диспозиция)».
Особый институт двойного гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например при различном гражданстве родител ...
Организационно-управленческие
основы антикоррупционной политики
Организационную составляющую основ реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации составляют: 1. Президент Российской Федерации, который: определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполни ...
Подготовка и проведение выборов
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов. Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаю ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).