В зависимости от роли в регулировании общественных отношений нормы права могут быть типичными (содержат правила поведения и регулируют общественные отношения непосредственно) и нетипичными.
Типичные нормы в зависимости от основных функций права подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические прав и обязанности субъектов права и в зависимости от характера предписываемых правил поведения делятся на обязывающие, запрещающие и управомачивающие.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность для субъекта права совершать активные положительные действия (возвратить долг, возместить убытки, поставить товар). При изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан».
Примером обязывающей нормы права являются:
1. Примером в данном случае может служить ряд статей Гражданского Кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З (далее – ГК). Так, ч.1 ст.400 «Договор в пользу третьего лица» ГК Республики Беларусь гласит: «1. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу».
2. Аналогичным примером может служить ч.1 ст.520 «Договор продажи недвижимости» ГК Республики Беларусь, согласно которой: «1. По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, капитальное строение (здание, сооружение), квартиру или другое недвижимое имущество (пункт 1 статьи 130)».
Запрещающие нормы права устанавливают для субъектов права запреты на совершение определенных действий, обязанность воздерживаться от их совершения (нарушать права граждан, совершать хищения). При их изложении обычно используются глаголы «не допускается», «воспрещается», «запрещается».
Примером запрещающей нормы права являются:
1. Примером запрещающей нормы права может служить ст.35 «Недопустимость расторжения брака» Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года № 278-З (далее – КоБС), гласящая: «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка».
2. Также запрещающая норма изложена в ст.136 «Тайна усыновления» КоБС Республики Беларусь и указывает, что «Сообщать какие-либо сведения, а также выдавать копии решения суда, документы и (или) справки, содержащие сведения из записей актов гражданского состояния, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного, без согласия усыновителей, а в случае их смерти – без согласия органов опеки и попечительства запрещается».
Управомачивающие нормы права предоставляют право на совершение определенных действий (владеть домом, требовать исполнения обязательств). При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «может», «возможно».
1. Примером управомачивающей нормы права может служить ч.1 ст.34 «Возникновение у граждан права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» Жилищного Кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 года №428-З (далее – ЖК), в которой говорится: «1. Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации или вступления в брак».
Права и обязанности органов налогового контроля
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблю ...
Общая характеристика органов предварительного следствия
Законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов: следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции. Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в со ...
Право на предоставление информации
Статья 47 провозглашает право на предоставление информации о третьем лице, участвующем в изготовлении и распространении продукции. Многие страны - участницы соглашения предусматривают такую возможность. И все же, судебные власти не обязаны назначать эту исправительную меру, и даже если они это дела ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).