По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные (ст. 81 УПК РФ, ст. 255 УПК РК). Повторной называется экспертиза, производимая по тем же объектам и решающая те же вопросы, что и первичная, заключение которой признано необоснованным, вызывает сомнения или при производстве которой допущены нарушения процессуальных норм. Повторная экспертиза поручается другому эксперту.
По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные (ст. ст. 246-250 УПК РК). Единоличную экспертизу проводит один эксперт, комиссионную — комиссия из двух или более экспертов одной специализации. Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода. Выводы, сделанные каждым экспертом самостоятельно, без участия специалистов в иных областях знаний, подписываются ими единолично. Выводы по общим вопросам, которых, как правило, в комплексных экспертизах немного, подписываются всеми участвовавшими в их производстве судебными экспертами.
При этом предполагается, что каждый из участников комплексной экспертизы помимо узкой специализации обладает знаниями в пограничных областях наук. Примером такого исследования является комплексная трасологическая и автотехническая экспертиза, назначаемая для установления механизма дорожно-транспортного происшествия. Допускается выполнение комплексной экспертизы и одним экспертом, если он обладает специальными познаниями в различных классах судебных экспертиз.
Подготовка материалов и назначение экспертизы
Экспертиза назначается сразу после того, как собраны все необходимые материалы. В противном случае может произойти порча некоторых объектов, снижение их доказательственного значения, затягивание сроков производства по делу. Наилучшие результаты достигаются тогда, когда проведение судебной экспертизы планируется заранее и действия по ее подготовке и назначению включаются в общий план расследования. Обязательное назначение судебной экспертизы специально оговорено в ст. 241 УПК РК, в остальных случаях вопрос о ее целесообразности решается по усмотрению следователя или суда.
Признав необходимым производство по делу судебной экспертизы, следователь или суд выносит мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Закон не устанавливает обязательной структуры такого постановления. На практике постановление о назначении экспертизы, как правило, включает вводную, описательную, резолютивную части. Во вводной части указываются место и дата вынесения постановления, фамилия, должность и место работы лица, его вынесшего, номер уголовного дела, фамилия обвиняемого (если она установлена), статьи УК, в соответствии с которыми последний привлечен к ответственности.
В описательной части кратко излагается фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях (могут указываться также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта, например, условия хранения, способные вызвать его изменения), статья УПК, в соответствии с которой назначена экспертиза.
В резолютивной части постановления указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, приводится перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Большое значение имеет правильное формулирование вопросов, выносимых на экспертизу. Они должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, их следует задавать в логической последовательности. В методической литературе по судебной экспертизе имеются перечни типовых вопросов для различных видов судебных экспертиз, однако при их использовании надо учитывать специфику конкретной экспертной задачи, не включать в постановление вопросы, не относящиеся к делу, задаваемые «на всякий случай». Это лишь увеличивает сроки производства экспертизы, оставляя информативность и доказательственное значение заключения на прежнем уровне. На некоторые вопросы проще получить ответ в ходе соответствующих следственных действий (допрос, следственный эксперимент и другое), чем экспертным путем.
Задаваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить на разрешение экспертизы вопросы правового характера, в частности, о наличии признаков состава преступления, виновности или невиновности определенного лица и форме его вины. При формулировании вопросов следователь или суд может консультироваться с экспертом или специалистом.
Признание недействительным решения о реорганизации
Данная мера защиты прав кредиторов предполагается в статье 601 ГК РФ. Решение о реорганизации может быть признано недействительным по решению суда. Последствиями признания недействительным решения о реорганизации проект изменений в ГК называет обязанность юридических лиц, образованных в результате ...
Стадии законодательного процесса
Как любой юридический процесс и как процедура законодательный процесс имеет свои стадии, когда законопроекты рассматриваются на заседаниях палат, которые называются чтениями. Другие стадии связаны с работой комитетов и комиссий палат и поэтому часто называются комитетскими. Процедуры законодательно ...
Условия о трудовой функции и сроке действия трудового
договора с лицами профессорско-преподавательского состава
Особенности трудового договора преподавателя и ВУЗа уже исследовались в отечественном трудовом праве. Так, В.Л. Гейхман к таким особенностям относил ограничение возможностей изменения трудовых правоотношений, возникших на основе конкурса, т. е. невозможность перевода преподавателей в обычном порядк ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).