Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги; о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стреми-с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и:-'преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т, п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.
С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов –дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые"ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.
Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенном их 'кругу давать ответы, имеющие официальное значение .Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившейся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е, обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья "обязан был с ним считаться при вынесения решения.
Укрепление авторитета римской юриспруденции как источник права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт,что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиан(был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т. д.
Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская
мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.
Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.
Размер трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данной статье размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы ин ...
Процедура наблюдения. Правовое положение временного
управляющего
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. С датой ...
Анализ механизмов землепользования и формирования платы за землю в РФ
Следует обратить внимание на проблему функций управления земельным фондом, их общей характеристики и классификации. В настоящий момент теория функций управления земельным фондом является недостаточно разработанной. По этому вопросу в советской научной литературе высказано несколько точек зрения. Та ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).