Статьей 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данный вид договоров относится к потребительским договорам.
Большинство договоров розничной купли-продажи товаров заключается на основании публичной оферты, что является отличительной особенностью данного вида договоров. Публичная оферта - содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п.2 ст.437 ГК РФ). Публичная оферта может совершаться как в письменной, так и в устной форме (например, по телевидению и т.д.). По общему правилу согласно ст.437 ГК РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в приглашении.
На практике имеют место прецеденты, когда условия заключения договора розничной купли-продажи для разных потребителей меняются продавцом по его усмотрению. Безусловно, данное обстоятельство нарушает принцип равенства граждан. Для исключения возможности такого поведения продавцов считаем целесообразным установить общее правило, согласно которому заключению любого договора розничной купли-продажи должна предшествовать публичная оферта. В связи с этим необходимо дополнить ст.437 ГК РФ п.3, изложив его в следующей редакции: "Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, предложение о выполнении работы и оказании услуги, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров, работ, услуг и т.п.), которые предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности, в месте их продажи или нахождения хозяйствующего субъекта признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия потребительского договора, за исключением случая, когда иное явно не указано хозяйствующим субъектом". Пункт 2 ст.494 ГК РФ следует считать утратившим силу.
Анализ правового положения потребителя показал присвоение ему широкого круга прав. Так, потребитель наделен правом на информацию о товаре, изготовителе и продавце; правом на просвещение в области защиты прав потребителей; правом на безопасность товара; правом на качественный товар; правом на возврат товара; правом на обмен товара; правом на замену товара ненадлежащего качества; правом на устранение недостатков товара; правом на взыскание неустойки; правом на возмещение материального ущерба и компенсацию морального вреда.
Основной обязанностью продавца является обязанность передать покупателю товар. При этом товар должен быть передан: в определенном месте; со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару; в согласованном количестве и ассортименте; соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен; установленного качества; свободным от прав третьих лиц; надлежащей упаковке и таре.
Справедливые и беспристрастные процедуры
Однако напомним, что соглашение ТРИПС указывает, что в общем и целом процедуры, направленные на соблюдение прав интеллектуальной собственности, должны быть "справедливыми и беспристрастными" (71). Конечно, дискриминация может быть незаметной и трудной для распознавания; однако, этот общий ...
Виды правового статуса
Существуют несколько видов правового статуса, и мы рассмотрим основные из них. Правовой статус делится: Конституционный Специальный Индивидуальный 1) Конституционный правовой статус он нам дан от рождения и не требует никаких заслуг, этот статус есть у всех перемещений по службе, семейного положени ...
Маркетинг
Как таковой службы маркетинга на предприятии нет, но некоторые ее функции выполняют планово-экономический отдел и отдел энергосбыта. Однако проведению маркетинговых мероприятий существенно мешает жесткий контроль со стороны администрации ЗАТО и посредничество МУП «Служба Заказчика». Предприятие не ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).