Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Становление дореволюционного военно-уголовного законодательства России

Страница 4

Однако уже в то время появляются такие виды наказаний, многие из которых можно отнести по своему характеру к современным: ссылка, лишение свободы, публичное извинение, лишение звания, изгнание со службы, арест, политическая смерть, пользование офицера в качестве рядового. Были распространены и имущественные наказания : денежный штраф и возмещение убытков, конфискация части или всего имущества, вычет из жалованья в течение определенного времени.

Анализ положений Артикула показывает, что была введена сословная и персональная подсудность, последняя из которых существовала до недавнего времени. К тому же, к солдатам за деяния, аналогичные совершенным офицерами, применялись в основном более жестокие виды наказаний.

«Артикул воинский» заложил основу военно-уголовного законодательства России и явился прогрессивным шагом в процессе кодификации и унификации как уголовного права в целом, так и уголовного наказания, в частности. Была сформулирована система уголовно-правовых норм, предусматривающая ответственность военнослужащих за совершение ими преступлений. Эта система впоследствии существенному пересмотру не подвергалась, а лишь изменялась по некоторым видам преступлений и наказаний.

«Артикул воинский» Петра I был призван способствовать царю в решении стоящих перед государством военно-политических задач и выполнял сугубо служебную функцию. Артикул нельзя назвать уголовным законом, выражающим волю народа. Он принимался царем-самодержцем и служил ему и к тому же имел ряд существенных недостатков, поскольку его отличительными свойствами наказаний были:

а)отсутствие индивидуализации наказания, в силу чего нередко карались близкие родственники преступника;

б)крайняя неопределенность законодательных формулировок, в силу чего невозможно было определить вид наказания (например, «под опасением жестокого наказания», «под опасением государева гнева и жестокого наказания», «быть в казни» — Устав воинский, артикул 78);

в)отсутствие равенства всех перед законом (нижние чины могли быть подвергнуты любому наказанию, а в отношении высших чинов телесные повреждения не применялись);

г) мучительность уголовных наказаний и абсолютизация исключительной меры наказания — смертной казни. Так, из 209 артикулов Устава воинского 122 предусматривали смертную казнь. В них были определены крайне мучительные виды смертной казни.

Свои собственные взгляды на цели и задачи военно-уголовного законнодательства имела императрица Екатерина II. В ее царствование впервые была предусмотрена политика создания общего, единого уголовного уложения «на началах разумного и естественного права».

В конце XVIII в. уголовное право находилось в состоянии обновления. Общеуголовные законы были в значительной мере мягче, чем артикулы. Поэтому при принятии нового Уголовного Уложения императором Александром I были ограничены виды смертной казни и телесных наказаний. Смертная казнь была установлена двух видов: повешение или отсечение головы. Указы 1802 и 1808 гг. закрепили употребление в судебных приговорах выражений «наказать жестоко» или «нещадно», а в 1830 г. наказание кнутом было ограничено 50 ударами. К этому же периоду относится идея создания воинских дисциплинарных частей, которые впоследствии стали местом исполнения распространенного специфического воинского наказания. При этом основные начала, на которых базировались и продолжают базироваться дисциплинарные части, были:

—сравнительная краткосрочность содержания в этих подразделениях (до 3 лет) военнослужащих с тем, чтобы не отрывать их на длительный срок от армии и флота;

— более строгий, чем в армии, режим, соединяющий как порядок военной службы, так и факторы места лишения свободы одновременно;

—воинское обучение и воспитание непосредственно в месте заключения, направленное на приучение содержащегося лица к требованиям военной службы, подчиненности и чинопочитания, т. е. к воинскому порядку;

—тесная связь с армией, культивирование этой связи, а также осознание заключенным того, что во время исправительного воздействия он продолжает находиться на службе, предусматривающей особые воинские обязанности и ответственность;

—отсутствие позорящих карательных последствий рассматриваемого наказания, которые бы ограничили политический, гражданский или военно-правовой статус и лишили наказанного возможности продолжить службу и иметь воинское звание.

Промежуточным законом между уголовным законодательством феодальной и буржуазной России явилось Уложение 1845 г., в котором были сделаны первые попытки русского уголовного права отойти от свода законов к кодексу (от простого перечня в законе уголовно наказуемых деяний к применению универсальных норм уголовного права, т. е. делению закона на общую и особенную части).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Это один из самостоятельных видов освобождения от уголовной ответственности. Если потерпевший счит ...

Этика следственной деятельности
Вопрос о роли этических начал в правоохранительной сфере и, в частности, в деятельности следователей является предметом постоянной дискуссии. Непрерывное развитие морали и скачкообразное развитие права, нередко длительная процедура подготовки и принятия законопроекта создают условия для опережения ...

Порядок формирования, структура и компетенция правительства РФ
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Формирование персонального состава Правительства РФ зависит от стру ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru