Этапы строительства вооруженных сил государства и решаемые им в связи с этим задачи по обеспечению боевой готовности войск способствуют формированию военно-уголовного законодательства. Как законодательство в целом появляется и развивается по мере возникновения и становления государства, так и военное законодательство с его обязательной составляющей — уголовно-правовой частью — тесно связано с созданием вооруженных сил — важнейшего атрибута государства.
Применительно к России можно обозначить три наиболее значимых периода развития военно-уголовного законодательства: до-петровский период, период реформ Петра I и последующего его развития, период Александровских реформ второй половины XIX в.
В допетровский период российское военно-уголовное законодательство соответствовало развитию военной организации общества. В России того времени не существовало регулярной армии, а задачи комплектования войска разрешались посредством повального приема на военную службу людей в случае непосредственной угрозы со стороны других государств. При отсутствии воинской повинности отсутствовала и необходимость в постоянном существовании норм военно-уголовного законодательства. Боевые задачи в этот период решались вооруженными дружинами, во главе которых стояли князья, имевшие над подданными безграничную власть. Они по своему усмотрению наказывали и поощряли, и каких-либо дополнительных мер для поддержания в армии единоначалия и дисциплины не требовалось. Войско собиралось только на период войны, а при наступлении мира распускалось.
Первым примером правового регулирования военной службы можно считать действовавший в России Литовский статут 1579 г. Один из его разделов «Об обороне земской» был посвящен вопросам обороны государства. В соответствии с положениями этого нормативного акта устанавливалась в основном ответственность высшего руководства и командования армии в период сбора войска и проведения военной кампании. По статуту каждый из подданных князя при необходимости был обязан нести военную службу сам или же направлять определенное количество своих людей, «когда возникает необходимость». Наказуемыми были уклонения от явки на службу, неумелые действия в ходе боя в случае победы вражеской армии, нарушения дозорной и караульной службы, необоснованное освобождение кого-либо от военной службы по состоянию здоровья, неявка к месту боя и т. п.
По статуту предусматривались наказания: потеря имения, потеря великокняжеского благоволения, потеря чести, взыскание ущерба, штраф, заковывание в цепь, смертная казнь.
Строго преследовались насильственные действия одного военнослужащего в отношении другого: нападение на него, на его обоз или стоянку, ранение или если даже кто «ударил кого-нибудь». В военное время виновный насильник карался смертной казнью.
В период правления Ивана IV в России происходит создание централизованного государства, сопровождавшееся ликвидацией пережитков феодальной раздробленности. В числе других реформ, проведенных в это время, были и реформы, направленные на упорядочение устройства войска: было ограничено местничество, пагубно влиявшее при назначении лиц на командные должности (Указ 1550 г.), в зависимости от величины земельного надела определено было количество вооруженных людей, которых должен был приводить помещик (Указ 1556 г.). В 1550 г. Иван IV образовал корпус регулярного войска из 3 тыс. стрельцов, впоследствии значительно увеличенный.
Для обеспечения безопасности Русского государства от натиска внешних врагов русскому народу в указанное время пришлось вести ряд войн. Это требовало устройства укреплений и упорядочения службы на степной сторожевой линии государства.
Было разработано и составлено общее уложение, или устав этой службы, и 16 февраля 1571 г. он был утвержден царем в качестве «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе».
В нем закреплялись положения об уголовной ответственности за уклонение от военной службы:
а)сторожей, ушедших до смены с указанных для несения службы мест в то время, когда на границу произойдет нападение неприятеля, — подвергать смертной казни;
б)при неявке воинов в срок для исполнения своих обязанностей на сторожевой линии — подвергать их денежному взысканию;
в)при небрежном несении службы (когда воины не доезжают в обе стороны до конца отведенных для охраны участков), хотя бы в это время и не было нападения неприятеля, — виновных подвергать наказанию кнутом.
В XVI веке в системе общих уголовно-правовых постановлений, изложенных в судебниках, определенное место принадлежит преступлениям, субъектом которого может быть только начальствующее лицо в войске. Например, судебник Ивана IV 1550 г. в ст. 61-2 «Градскому сдавцу», т. е. изменнику, сдавшему город врагу, определяет: «Живота не дати, кажнити его смертной казнью».
Понятие земельных преступлений
Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность. Земельное преступление – виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголо ...
Порядок вызова обвиняемого для предъявления обвинения
Обвиняемый, находящийся на свободе, вызывается для предъявления обвинения и на допрос повесткой, телефонограммой или телеграммой, в которых указываются: кто вызывается в качестве обвиняемого, место, день и час явки, а также последствия неявки. Повестка вручается обвиняемому под расписку, а в случае ...
Состояние преступности несовершеннолетних
В настоящее время накоплен значительный статистический материал о преступности несовершеннолетних, в основном отработана методика его анализа. Но необходимо заметить, что основной статистический материал в литературе приходится на 1990-1996 гг. Все это позволяет оценивать достаточно реально состоян ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).