Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Страница 6

Ввиду высокого статуса такого акта как федерального конституционного закона принципы, содержащиеся в ст. 3, служат обязательным нормативным ориентиром для других законов, особенно для тех, которые регулируют правовое положение и деятельность органов исполнительной власти. Такое «жесткое» нормативное воздействие обусловлено п. 3 ст. 76 Конституции - федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Формула «Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется» означает признание перечисленных далее принципов в качестве главного, обязательного нормативно - правового регулятора. Именно принципы служат своего рода исходной базой для: а) принятия любых решений; б) совершения различных действий; в) подзаконного правительственного правотворчества; г) применения Правительством законов. С этими принципами должны соизмеряться как совершаемые, так и планируемые, предполагаемые акты и действия федерального Правительства.

Из смысла ст. 3 следует, что принципы распространяются на всю деятельность Правительства Российской Федерации. Это означает, что ими охватываются все виды деятельности, осуществляемые с помощью документов, правовых актов, в организационных и иных формах. Принципами надлежит руководствоваться не в отдельных, а во всех сферах, отнесенных к компетенции Правительства согласно ст. ст. 12 – 23. Отступление от принципов либо их неприменение в тех или иных сферах недопустимы.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов означает устойчивую ориентацию Правительства Российской Федерации на законоисполнительную деятельность. Наиболее отчетливо она выражена в ст. 4, а также в статьях о правовой основе деятельности Правительства (ст. 7), о его полномочиях (ст. ст. 13 - 15, 22).

Во многих тематических законах, регулирующих разные сферы государственной жизни, четко отражена законоориентированная деятельность федерального Правительства - в федеральных законах о связи, о недрах, об образовании, об обороне, о безопасности, о государственной границе и др. Тем самым выявляется строгая связь между полномочиями и их конституционно - законодательной основой.

Верховенство Конституции и законов обеспечивают нормы ст. 23 комментируемого Закона, где четко установлен подзаконный характер актов Правительства. В соответствии с этим Правительство обязано во исполнение норм Закона, во-первых, принимать свои акты; во-вторых, вносить в свои акты изменения либо отменять их; в-третьих, готовить проекты федеральных законов; в-четвертых, контролировать соблюдение законности в деятельности министерств и иных органов исполнительной власти.

Конституционные процедуры взаимоотношений Правительства с Президентом и Федеральным Собранием строго очерчивают контуры их связей в различных ситуациях. Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда Правительство действует строго в русле положений Конституции и законов. Такая практика должна быть изменена в соответствии со смыслом ст. 3.

Принцип народовластия в данной статье служит одним из способов реализации общего конституционного принципа народовластия (ст. 3 Конституции). Речь идет об обеспечении демократического характера деятельности федерального Правительства путем всемерного учета интересов населения и общественного мнения, взаимодействия с общественными организациями. В состав госорганов могут включаться ученые, специалисты, представители общественных организаций (абз. 8 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), создаются координационные и совещательные органы (ч. 8 ст. 12 комментируемого Закона), подлежат рассмотрению обращения органов местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона от 28 августа 1995 г.№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Функция обвинения как основное направление деятельности участников судопроизводства со стороны обвинения
Господствующим является взгляд, согласно которому обвинение дает первоначальный импульс для возникновения и развития всех других уголовно-процессуальных функций, что именно обвинение служит пусковым механизмом уголовно-процессуальной деятельности. Обвинение, например, называли "движущей силой ...

Понятие иска
В философии под словом «определить» понимается соотнести с чем-то, составить представление о вещи по отношению к другим вещам, определенным заранее. Отсюда следует, что выполнить поставленную задачу, Т.е. определить что такое иск, можно лишь с помощью других понятий, содержание которых заранее изве ...

Легаты и фидеикомиссы
Помимо универсального преемства по случаю смерти, существовало и так называемое сингулярное преемство в виде легатов и фидеикомиссов. Таким образом, отказ есть одностороннее распоряжение на случай смерти, которое предоставляет третьему лицу право на имущественную выгоду за счёт наследственной массы ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru