Принципы избирательной системы

Страница 1

Под принципами следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международных документах. Прежде всего, о демократизме любой избирательной системы можно судить по наличию демократических принципов и их реальности, по наличию гарантий свободных выборов и совершенству их механизма, по наличию у избирателей права отзыва избранных лиц и реальности этого права.

Принципы избирательной системы - категория динамичная. Они отражают изменение внутриполитической ситуации в стране, уровень общественного правосознания. Так, в первые годы становления советской государственности выборы были не всеобщими, не вполне равными, не прямыми и не тайными. Избирательных прав лишались представители так называемых эксплуататорских классов. Устанавливались неравные нормы представительства от городского и сельского населения. Допускалось открытое голосование при выборах в низовые органы власти. В последующем к 1936 году все ограничения в избирательном праве были сняты, а последнее ограничение избирательных прав по суду как мера наказания - в 1958 году. В современный период трактовка и содержание отдельных принципов избирательного права существенно меняются.

Современное избирательная система Российской Федерации сформировано на основе принципов, признанных мировым сообществом и отраженных в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и пр.)

А.Х.Саидов пишет о следующих принципах избирательной системы:

Первый принцип - полного конституционного соответствия избирательной системы.

Второй принцип - принцип легитимности (правопреемственность государственности и государственной власти).

Третий принцип - законности и правообеспеченности всех задач и механизмов избирательной системы.

Четвертый принцип - демократизма избирательной системы, равноправия граждан и политических партий.

Пятый принцип - гражданственности избирательной системы, ее направленности на обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека.

Шестой принцип - народности избирательной системы как ее понятности, доступности для всех граждан.

Седьмой принцип - законной управляемости избирательной системой как ее организованности, конституционной, правовой, судебной подконтрольности.

Восьмой принцип - экономичности избирательной системы.

Девятый принцип - гарантированности получения непротиворечивых, достаточных данных результатов голосования и избрания.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» называются четыре принципа. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подразумевается, что принципом избирательной системы является также добровольность участия граждан в выборах.

В Конституции Российской Федерации перечисленные принципы раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), однако Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает эти принципы в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население, каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или же должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Содержание договора ипотеки
Действующие в настоящее время нормативные акты, устанавливающие правила государственной регистрации залога недвижимого имущества (ипотеки), базируются на положениях ряда норм Гражданского кодекса РФ (далее - ГК). К их числу следует отнести, прежде всего п.1 ст.131 ГК, предусматривающий обязательнос ...

Образование как конституционное право граждан
Образование – важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граж ...

Значение точного установления признаков состава преступления для привлечения лица к уголовной ответственности
Значение состава преступления состоит, прежде всего, в том, чтобы быть основанием уголовной ответственности. Это означает, что лицо, в деянии которого содержится состав преступления, или, другими словами, лицо, которое выполнило состав преступления, подлежит привлечению к уголовной ответственности ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru