Появление института непосредственного управления многоквартирным домом в Российской Федерации стало возможно с появлением разных форм собственности. Нормы устанавливающие разные формы собственности появились в Российском праве, с принятием Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, Гражданского кодекса, части первой от 30 ноября 1994 года . Однако этих норм длительное время, около десяти лет, до вступления в действие Жилищного кодекса РФ, было недостаточно для воплощения права пользования и распоряжения своей и общей собственностью в многоквартирном доме, таких как решение судьбы многоквартирного дома в целом:
– текущего и капитального ремонта;
– реконструкции, распоряжение и использование общим имуществом, и помещениями; право передавать в доверительное управление общего имущества многоквартирного дома, не нарушая при этом права других собственников многоквартирного дома.
Необходимость появления института непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений возникла с момента появления права собственности на помещения в многоквартирном жилом доме.
Диспозитивное право собственности на объекты вещных прав, появилось в России 6 марта 1990 года, с началом действия закона «О собственности в СССР».
Однако данный закон не давал четкого разделения форм собственности по субъектам, нарушая при этом равноправие субъектов права собственности. В данном законе отсутствовал такой субъект как муниципальное образование, понятие юридического лица отсутствовало, вместо данного субъекта использовалось понятие коллективная собственность.
Имея существенные недостатки этот закон действовал несколько месяцев и утратил силу в связи с принятием 24.12.1990 Закона РСФСР №444–1 «О собственности в РСФСР».
Нормы закона «О собственности в РСФСР» приобрели более современный вид, так нормы содержащиеся в ст. 2 закона «О собственности в РСФСР» получили своё развитие в нормативно правовых актах Российской Федерации. Прежде всего в Конституции Российской Федерации в п. 2 ст. 8 (В Российской Федерации признаётся и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные Формы собственности). Нормы этой статьи, с некоторыми изменениями в формулировке, в последствии были внесены в ст. 209 «Содержание права собственности» Гражданского Кодекса РФ.
Для реализации права собственности на жилые помещения 4 июля 1991 года был принят закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» №1541–1. В преамбуле этого закона были определены цели:
«Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РСФСР, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем».
Закон «О приватизации жилищного фонда РСФСР» приобрёл некоторые правовые норы, содержащиеся в законе «О собственности в РСФСР», корреспондируя следующие принципы:
Правовое основание образования и деятельности органов государственного
управления
Правовым основанием образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации. В них определяются основные принципы, на которых должна строится деятельность органов государс ...
Механизм исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина "государственного управления" стал употребляться термин "исполнительная власть", в механизме государственной власти был осуществлен переход от "разделения труда" к "разделению властей". Для исполнительной власти характерны сл ...
Понятие и виды избирательных систем
В отечественной науке вопрос о понятии избирательной системы является дискуссионным. Российская юриспруденция традиционно различает понятие «избирательная система» в широком и узком смысле: «избирательная система» в широком смысле — это система общественных отношений, связанных с выборами органов п ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).