Не все компоненты восстановительного правосудия в полном объеме представлены в современном праве Кыргызской Республики. Так, например, упускаются из виду такие элементы восстановительной юстиции, как социально-психологическое восстановление личности, потерпевшей от преступления; снятие напряженности в обществе после совершенного преступления; сформировавшиеся стандарты поведения и работы сотрудников правоохранительных органов (их деятельность изначально имеет карательную направленность, в СМИ их часто называют силовыми структурами); отсутствие специализированных учреждений, деятельность которых имеет восстановительную направленность.
В связи с этим, необходимо довести работу по развитию и совершенствованию восстановительной юстиции в КР до логического завершения. Следует вести дальнейшую работу по увеличению восстановительных элементов де-юре и де-факто. Осуществить это возможно посредством развития так называемого института пробации. Для успешного развития этого института в Кыргызстане, уголовно-исполнительные инспекции переведены в ведение Министерства юстиции КР, с последующим преобразованием их в службы пробации. Мировой опыт показал, что службы пробации создаются, как правило, либо при судах, либо при министерстве юстиции. Существует множество объективных причин создания службы пробации в Кыргызской Республике, и они неоднократно были озвучены докладчиками. М.Р. Гета рассматривает пробацию как систему воспитательных, реабилитационных мер, осуществляемых в отношении осужденных, находящихся вне пенитенциарных учреждений. В широком смысле пробация является особой формой социально-правового контроля (испытательного контроля), осуществляемого в процессе применения условного осуждения, отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, условно-досрочного освобождения, ограничения свободы. Именно служба пробации позволит в максимальной степени задействовать механизмы общественного контроля за поведением осужденных. Большинство осужденных в КР доверяют больше не правоохранительным органам, а именно представителям Омбудсмена и некоммерческих организаций.
Таким образом, основная проблема, обусловливающая необходимость гуманизации и реформирования действующего законодательства, состоит в переориентации деятельности правоохранительных органов с карательной практики на практику восстановительную. Данную проблему необходимо решать в комплексе. Следует обучить сотрудников уголовно-исполнительных инспекций либо начать подготовку специализированных работников служб пробации (социальных работников); заложить правовые основы регулирования деятельности служб пробации; установить тесную взаимосвязь и сотрудничество с неправительственными организациями, содействующими становлению и развитию восстановительной юстиции в КР; выработать процедуры проведения медиации (переговоров); и др.
Отрадно отметить, что в республике дело в этом направлении движется и не стоит на месте. В решении обозначенных проблем, активную роль играет гражданский сектор. Существует большое количество некоммерческих (неправительственных) организаций, которые занимаются реализацией и популяризацией проектов по развитию восстановительного правосудия; созданию и развитию в КР службы пробации; по работе с осужденными, в том числе несовершеннолетними; разработаны примирительные процедуры по уголовным делам несовершеннолетних; разработана и одобрена концепция реформирования пенитенциарной системы КР; ведется активная работа по разработке мер альтернативных лишению свободы. Эти организации накопили огромный опыт и потенциал, который можно использовать не только в теории, но и на практике и чаще всего именно они оказывают содействие государственным органам в нахождении путей решения многих вопросов, связанных с переходом правосудия от карательного к восстановительному.
Содержание и исполнение договора государственного контракта на выполнение
подрядных работ для государственных нужд
Говоря о содержании государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, не следует забывать о том, что в соответствии с п. 1 ст. 763 ГК предмет государственного контракта могут составлять подрядные строительные работы (ст. 740 ГК) и (или) проектные и изыскательные раб ...
Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания
Несмотря на традиционность и кажущиеся простоту и обыденность рассматриваемой тематики, она имеет важное теоретическое и практическое значение. Многие вопросы, касающиеся государственного суверенитета, остаются в течение ряда веков, вплоть до настоящего времени, весьма спорными и нерешенными, а пот ...
Порядок предъявления обвинения
Предъявление обвинение - это процессуальное действие, заключающееся в том, что в установленный срок следователь предъявляет обвинение обвиняемому. Предъявление обвинения должно последовать не позднее трех суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 243 УПК Респ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).