После переименования государственного земельного контроля в государственный земельный надзор возникает вопрос о соотношении понятий "контроль" и "надзор" и самой целесообразности подобной реформы. По вопросу о соотношении понятий "контроль" и "надзор" в законодательстве и научной литературе есть различные точки зрения. Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" не различают данные категории. По мнению А. Шафранова, надзор (в широком смысле) является формой реализации контрольной функции в рамках государственного управления. При рассмотрении контроля в узком смысле как деятельности государственных органов часто возникает смешение понятий "контроль" и "надзор".
В.П. Беляев отмечал, что сущность контроля заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица в рамках своей компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам, поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных. В свою очередь, надзор - это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и т.д
С данной позицией следует в целом согласиться. Надзор и контроль - это принципиально разные функции органов государства, перед которыми стоят совершенно разные цели и задачи. Мы видим такое соотношение контроля и надзора. У контроля и надзора как функций государственного управления общие цели и задачи, и оба они являются самостоятельными формами юридической деятельности, нацелены на обеспечение законности и правопорядка. Между ними есть и различия. При этом нельзя согласиться, что "надзор всегда имеет своим предметом законность, в то время как контроль - не только законность, но и целесообразность". Аморфное понимание последнего есть стимул для развития коррупции, с чем следует бороться.
На наш взгляд, контроль можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле контролем занимаются государственные и муниципальные органы исполнительной власти, парламент, уполномоченный по правам человека, общественные объединения (общественный контроль) и хозяйствующие субъекты (производственный контроль). Можно говорить и о контроле международных органов за соблюдением российской стороной положений ратифицированных международных договоров. В узком смысле контролем занимаются только органы исполнительной власти. В свою очередь, надзором должны заниматься только органы прокуратуры.
Представляется необходимым вернуть в ЗК РФ прежнее понимание государственного земельного контроля, а не надзора. Кроме того, необходимо осуществление следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного земельного надзора и контроля:
а) в целях улучшения организации государственного земельного контроля необходимы разработка и внедрение во всех регионах автоматизированной информационной системы "Государственный земельный контроль";
Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а). Полномочия Президента Российской Федерац ...
Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в
В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Ми ...
Право собственности на землю
Особым объектом права собственности является земля (земельный участок). Это объясняется тем, что согласно ст. 14 Конституции Украины земля является основным национальным богатством и находится под особой охраной государства, а право собственности на землю гарантируется Конституцией Украины. Особенн ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).