Например, в 2011 году в ходе осуществления надзора государственными инспекторами труда Департамента пресечено свыше 116 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, за которые к административной ответственности в виде штрафов привлечено свыше 5,8 тыс. должностных лиц и свыше 1,8 тыс. работодателей на общую сумму 3,7 млрд. рублей, на основании материалов государственных инспекторов труда Департамента привлечены к дисциплинарной ответственности свыше 5,4 тыс. должностных лиц, из них освобождено от работы 226 человек. Из-за угрозы жизни и здоровью работников приостанавливалась (запрещалась) работа 23 проверяемых субъектов, 164 цехов и производственных участков, а также 4200 единиц станков, машин, механизмов и другого производственного оборудования. В результате восстановления нарушенных прав работникам выплачено 766,6 млн. рублей .
Таким образом, привлечение к административной ответственности является наиболее оперативным видом наказания за правонарушения в сфере трудовых правоотношений.
За наиболее грубые нарушения законодательства о труде, повлёкшие тяжкие последствия, например увечье или смерть работника, предусмотрена уголовная ответственность. К нормам, регламентирующим эту ответственность, относятся статья 199 "Нарушение законодательства о труде" и статья 306 "Нарушение правил охраны труда" Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Статья 199 предусматривает уголовную ответственность за:
необоснованный отказ в приёме на работу или увольнение женщины по мотивам её беременности;
заведомо незаконное увольнение лица с работы.
Нормы данной статьи корреспондируются с нормой статьи 268 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью.
Точность формулировок правовых норм во многом определяет их эффективность. Так, встречаются отдельные нормы, диспозиция которых чётко не охватывает всех возможных вариантов поведения. В частности часть 1 статьи 268 ТК Республики Беларусь, запрещающую отказывать женщинам в заключении трудового договора… по мотивам, связанным с беременностью. Цель данной нормы - охрана интересов матери, содействие преодолению противоречий между экономическими интересами конкретного нанимателя и интересами общества.
Отказы в приёме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, встречаются, отказывая в приёме на работу указанным категориям женщин, наниматели ссылаются, естественно, на совершенно иные мотивы (отсутствие вакантных должностей, недостаточную квалификацию и т.д.). По существу сама диспозиция статьи 268 ТК, запрещающая отказывать в приёме на работу женщинам именно по причине их беременности или наличия детей в возрасте до трёх лет, как бы ориентирует нанимателя на возможность таких отказов по иным мотивам. По нашему мнению, существующая правовая норма имеет дефект, позволяющий уклониться от выполнения правового предписания. В связи с этим представляется необходимым использование иных правовых форм, призванных обеспечить достижение желаемой цели. Например, было бы целесообразно подкрепить запрет отказа в приёме на работу беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трёх лет, следующим правилом:
"При приёме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трёх лет, при прочих равных условиях должно быть оказано предпочтение". Вероятно, что указанное правило, предоставляя женщинам в определённых ситуациях конкретные права, в значительно большей мере способствует охране интересов матери и ребёнка.
Согласно статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечить охрану труда работников. За нарушение правил охраны труда для нанимателя наступает в том числе и уголовная ответственность.
Следующий вид ответственности - материальная ответственность. В трудовом праве она является двусторонней, поскольку включает не только материальную ответственность работника перед нанимателем, но и материальную ответственность другой стороны трудового договора - нанимателя за ущерб, причинённый работнику. Наниматель отвечает за вред, причинённый работнику увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением здоровья при условии, что эти негативные факты связаны с исполнением трудовых обязанностей
В соответствии с пунктом 139 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь" глава 38 "Ответственность нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников, связанный с исполнением ими своих трудовых обязанностей" из Трудового кодекса исключена. На наш взгляд, это неоправданно. Принимая во внимание двусторонний характер такого института трудового права, как материальная ответственность, непонятно и нелогично, почему в основополагающем нормативном правовом акте трудового законодательства есть глава, посвящённая материальной ответственности работников за ущерб, причинённый нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, и отсутствует глава о материальной ответственности нанимателей за вред, причинённый жизни и здоровью работников.
Понятие материальной ответственности
Материальная ответственность по трудовому праву - это обязанность возмещения виновной стороной трудового договора нанесенного вреда (ущерба) другой стороне. В зависимости от того, кто кому нанес вред, различается: материальная ответственность работника за ущерб, причиненный производству его виновны ...
Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года
Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Российской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов&qu ...
Тактические приёмы предъявления для опознания по динамическим признакам
Опознание живых лиц может производиться не только по внешнему виду человека, но и по ряду других признаков, являющихся отличительными особенностями лица и неразрывно связанных с жизнедеятельностью. То есть, по динамическим (функциональным) признакам - голосу, походке, особенностям речи. Необходимос ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).