Население муниципальных образований также обладает правом принимать участие в деятельности органов местного самоуправления, а не только делегировать свои полномочия.
Прежде всего, это предполагает правотворческую инициативу граждан (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Не только депутаты муниципалитета, но и сами граждане могут разрабатывать и подавать проекты нормативно-правовых актов, касающиеся жизни того или иного населённого пункта, территории. Для этого также формируется инициативная группа, в составе не более 3% населения данного муниципального образования. Группа вносит свой законопроект, рассматриваемый отдельным должностным лицом или всем представительным органом муниципалитета на специальном собрании. В собрании могут принимать участи и творцы законопроекта из инициативной группы, поясняющие свою позицию. После слушаний принимается решение по нормотворческой инициативе. Законопроект либо принимается и утверждается, либо нет, но в каждом случае подаётся мотивированный ответ в письменной форме.
Данный институт является относительно новым для российской правовой практики, поэтом порядок его реализации может быть различным в соответствии с местным законодательством. Он помогает воплотить принцип самостоятельности, обеспечения местного самоуправления правовыми ресурсами, многообразия форм реализации местной власти.
С правотворческой инициативой тесно связанно территориальное общественное самоуправление, как промежуточная форма между непосредственным самоуправлением и участием в нем. Однако, его нельзя считать самостоятельной формой публичной деятельности, но лишь разновидностью способа реализации местного самоуправления. Данная форма представляет собой самостоятельную организацию решения местных проблем в пределах компактного проживания граждан. Это может быть многоквартирный дом, подъезд, этаж, обеднение домов и т.д. Лица, участвующие в территориальном общественном самоуправлении, не разрабатывают нормативно-правовые акты, но могут коллегиально (на собраниях и конференциях) решать важные вопросы локального значения, от управления хозяйством до решения финансовых вопросов. Такая группа граждан может образовывать юридическое лицо с собственным уставом и бюджетом. Бюджет этот формируется, как из добровольных пожертвования, так и от доходов финансово-хозяйственной деятельности, средств местного бюджета. Муниципальные органы всячески поощряют территориальное общественное самоуправление, благодаря которому удаётся решить многие наболевшие проблемы коммунального сектора. Нередко они способствуют также развитию социальной инфраструктуры – строительству детских и спортивных площадок, жилых и нежилых помещений, в т.ч. для служб транспорта, связи и т.д. Эта форма организации местного самоуправления стоит на границе с государственно-частным партнёрством и является очень перспективной, потому что не только правотворческая, но и практическая хозяйственная инициатива населения муниципальных образований очень важна для развития нашей страны.
Если инициатором принятия нового нормативно-правового акта являются органы местного самоуправления, то они могут привлечь к его рассмотрению граждан в ходе публичных слушаний (ст. 26 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Определение порядка проведения публичных слушаний, как правило, находится в компетенции самого муниципалитета. Предметом публичных слушаний могут быть устав муниципалитета, местный бюджет, программы и проекты развития муниципального образования и т.д. Организационный комитет при муниципалитете обязан заранее известить население о публичных слушаниях. После проведения слушаний, когда каждый их член получает право аргументировано высказаться по поводу обсуждаемой проблемы, составляется протокол, используемый при принятии решений органов местного самоуправления. Главная цель публичных слушаний, как формы осуществления местного самоуправления в РФ, это соблюдение принципа гласности.
Собрание и конференция граждан (ст. 29-30 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") внешне похожи на сход или территориальное общественное самоуправление, с той только разницей, что данная форма предполагает наличие делегатов, передающих требования в представительный орган местного самоуправления. Собрание или конференция граждан не принимают самостоятельных решений и не исполняют их, но обращают внимание муниципалитета на важные проблемы в пределах муниципального образования, а протоколы их заседаний должны обнародоваться в печати. Обращения делегатов собраний и конференций должно в обязательном порядке рассматриваться органами местного самоуправления. Письменный ответ может также публиковаться в СМИ, ведь обсуждаемые вопросы на собраниях и конференциях граждан, чаще всего, обладают значительным общественным резонансом. Во многом их характер может зависеть от местных обычаев и традиций. На сходе граждан в отличие от конференций, также принимает участие представитель и выборного органа местного самоуправления. Поэтому здесь мы можем видеть использование принципа коллегиальности и ответственности должностных лиц.
Римское право древнейшего периода
Вплоть до середины 3 века до н.э. господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим свое отражение и в законах 12 таблиц. Квиритское или цивильное право несло на себе следы своего пр ...
Территориальные различия преступности несовершеннолетних
Анализ территориального распределения преступности несовершеннолетних обнаруживает долговременную устойчивость ряда важных в криминологическом отношении тенденций. В границах Российской Федерации и ее субъектов все годы, охваченные статистическим наблюдением, фиксируются значительные и весьма усто ...
Характеристика способов реализации
норм административного права
Традиционно под реализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений. Как и любой отраслью права, административным правом используются следующие основные способы реализации собственных а ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).