Исполнительная власть

Страница 1

В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона [9].

Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.

Указанные признаки, особенно предметный, "силовой" характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы "сдержек и противовесов", эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, Правительство издает в форме регламентарных актов. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым.[14]

Принципы построения системы органов исполнительной власти[15]:

1. Принцип федерализма.

Принцип федерализма обусловлен государственным устройством Российской Федерации. Согласно ст. 77 Конституции РФ структура органов государственной власти будет следующей:

- федеральные органы исполнительной власти РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что:

1) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих предметы ведения и полномочия между РФ и ее субъектами;

2) Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти РФ и ее субъектов. В главном концепция сводится к тому, что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Гражданское общество: понятие и сущность
Выяснение понятия «гражданское общество» необходимо не только в чисто познавательных целях. Сегодня в Российской Федерации довольно активно формируются институты гражданского общества. В этих условиях и возникает потребность в осмыслении соотношения между государством и гражданским обществом, в выя ...

Структура и организация деятельности пунктов централизованной охраны и центров оперативного управления
Пункты централизованной охраны – это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие вневедомственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения, концентрируемых в одном помещении. В структуру ПЦО входят начальник, дежурный ПЦО, группы задержания, а такж ...

Опосредованное управление МКД, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Товарищество собственников жилья, форма управления многоквартирным домом, впервые появилась с началом действия федерального закона от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», с 1 марта 2005 года этот федеральный закон признан утратившим силу, в связи с вступлением в действие ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru