По инициативе органов местного самоуправления или государственной власти на территории муниципального образования может проводиться опрос граждан (ст. 31 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). От референдума он отличается не только источником инициативы, но и характером последствий: итоги опроса всегда носят только статистический, рекомендательный характер. При этом муниципалитет отвечает не только за порядок организации опроса, но и за методику проведения опроса, формы опросных документов, оптимальную численность выборки опрашиваемых и т.д. В этом, как и в других случаях, муниципалитет может сотрудничать с посторонними экспертами других организаций. Жители оповещаются об опросе за десять дней до его начала. Финансирование может осуществляться, как из местного бюджета, так и из бюджета субъекта РФ. В последнее время в некоторых муниципальных образованиях наблюдается процесс расширения круга тех субъектов, которые могут инициировать проведение опроса граждан.
Обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") являются едва ли не самой распространённой формой осуществления местного самоуправления, реализующей одновременно почти все принципы местного самоуправления. При этом обращения подаются в трех основных формах: предложение, заявление, жалоба. Предложение – это письменные или устные рекомендации муниципалитету со стороны гражданина о совершенствовании нормативно-правовой базы, определенных аспектов социально-экономических отношений на территории образования.
Заявление представляет собой просьбу гражданина об удовлетворении его прав и свобод, в т.ч. путем внесения изменений в нормативно-правовые акты, изменений в работе самих органов местного самоуправления. Жалоба похожа на заявление, только в ней уже содержится требование защиты и восстановления нарушенных прав.
На все обращения должен быть дан письменный ответ, который может быть обжалован в суде, что соответствует принципу судебной защиты. В то же время обе стороны имеют право ознакомиться с необходимыми документами. Хорошо зарекомендовал себя такой инструмент обращения граждан как личный прием или даже выезд депутата на место. В любом случае ответ по обращению не должен носить формальный характер, но всегда включать принятие актуальных мер по решению проблемы местного значения.
В ст. 33 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" идет речь о прочих формах осуществления местного самоуправления в РФ. В Законе они не детализируются, но в юридической литературе и практике к ним относят запросы на получении информации, наказы избирателей, а также публичные мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Большинство из них являются скорее показателем неудовлетворительной работы местного самоуправления. Регулируются они Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Однако, в целом по субъектам РФ данные формы встречаются достаточно редко, что все же не исключает потребности в развитии и совершенствовании форм осуществления местного самоуправления.
Мы можем прийти к выводу, что формы осуществления местного самоуправления в РФ достаточно разнообразны: они представлены как непосредственным осуществлением граждан своего права на народовластие, так и участием граждан в деятельности муниципалитетов. Среди первых наиболее распространены муниципальные выборы – как основа существования местного самоуправления вообще, среди вторых – обращения граждан, территориальное общественное самоуправление. Все они регулируются законодательно и находятся в тесной связи с принципами организации местного самоуправления и прежде всего, с принципом многообразия форм местного самоуправления. Подобный порядок вещей является важным достижением демократии и построения правового государства и гражданского общества в России.
Однако главной проблемой остается то, что многие формы осуществления местного самоуправления, например, референдумы, правотворческая инициатива, голосование по отзыву депутата, публичные слушания и конференции граждан на практике применяются крайне редко. Для решения этой проблемы необходимы как изменения в законодательстве, так и повышение правово культуры населения муниципальных образований. Ведь в сознании многих граждан взаимодействие с органами местного самоуправления до сих пор все больше рассматривается лишь в форме обращения – заявления или жалобы. Необходимо бороться с правовым нигилизмом и индифферентностью граждан РФ, часто отождествляющих государственную и местную власть, и воспринимающих данный институт совершенно чуждым их интересам. Если это удастся преодолеть, то местное самоуправление получит новые стимулы для совершенствования форм его осуществления и блестящую перспективу дальнейшего развития.
Правовые аспекты административной ответственности
Согласно Кодексу РФ об административных преступлениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. административным преступлением сознается противоправное, повинное (умышленное либо неосмотрительное) действие либо бездействие физического либо юридического лица, за которое правом предусмотрена административная отве ...
История возникновения и
развития института защиты прав потребителей в России
Для натурального хозяйства, существовавшего на протяжении большей части истории человечества, характерны прямые экономические связи. Оно развивалось по формуле "производство - распределение - потребление", т.е. созданная продукция распределялась между всеми участниками производства и испо ...
Обязательное участие защитника в уголовном процессе
Участие защитника в уголовном процессе обязательно, это положение регламентируется УПК РФ (ст. 51). Участие защитника необходимо в ряде обстоятельств: подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника; подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу психиче ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).