Право и закон » Конституция Российской Федерации » Порядок принятия и изменения региональных конституций и уставов

Порядок принятия и изменения региональных конституций и уставов

Страница 3

В ряде субъектов Федерации предусмотрены альтернативные варианты принятия и изменения конституций (уставов): референдумом, парламентом или конституционным собранием. Например, в Мордовии согласно ст. 118 Конституции предусмотрены два варианта ее принятия и изменения:

а) большинством не менее 2/3 от установленного числа членов Государственного Собрания;

б) конституционным референдумом.

В Тыве референдумом принимается не только новая Конституция, но и поправки к главам 1 ("Основы конституционного строя") и 16 ("Конституционные поправки и пересмотр Конституции Республики Тыва").

Устав Приморского края (ст. 111), Чукотского автономного округа (п. 2 ст. 110) допускает возможность принятия поправок референдумом.

Чаще референдум предусматривается для принятия новой, пересмотра действующей или принятия решения о прекращении действия конституции (ст. 48 Степного Уложения (Конституции) Калмыкии), устава, а не для внесения частичных поправок.

Третья нетрадиционная процедура принятия и пересмотра регионального основного закона связана с созданием для этих целей особого учредительного органа.

Предложение о внесении поправок и (или) пересмотре положений Конституции вносили в Конституционное Собрание Президент или Парламент Чеченской Республики в форме новой редакции Конституции либо поправок или предложений о пересмотре отдельных положений действующей Конституции.

Соответствующие инициативы Президента оформлялись его Указом, парламента - постановлением, принятым на совместном заседании палат.

Конституционное Собрание Чеченской Республики созывалось указом Президента. Заседание Конституционного Собрания считалось правомочно при наличии не менее 3/4 общего состава, определенного указом Президента республики. Конституционное Собрание большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа членов в форме постановления принимало одно из двух решений:

1) одобрить предложение о внесении поправок и (или) пересмотре положений Конституции и вынести его на референдум Чеченской Республики;

2) отклонить внесенные предложения (т.е. сохранить текст действующей Конституции неизменным).

Таким образом, Конституционное Собрание Чеченской Республики было не вправе изменять текст Конституции Республики или принимать новую Конституцию (как это предусмотрено федеральной Конституцией). Оно не могло даже вносить изменения в поступившие предложения о поправках и (или) пересмотре Конституции. Решение Конституционного Собрания Чеченской Республики принималось открытым голосованием.

Опыт регламентации деятельности конституционных собраний в республиках имеет большое значение для разработки проекта Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации. В представленных проектах этого закона предлагается включить в состав Конституционного Собрания Российской Федерации 100 человек от Государственной Думы, Совета Федерации и Конституционного Суда России; 100 граждан, назначаемых Президентом Российской Федерации; высших должностных лиц исполнительной власти. Учитывая, что подготовка проекта новой федеральной Конституции, региональных конституций (уставов) требует профессиональных знаний в области юриспруденции, представляется необходимым, чтобы значительная часть членов Конституционного Собрания Российской Федерации, региональных конституционных собраний имела высшее юридическое образование.

Мировой опыт подсказывает целесообразность прямых выборов в Конституционное Собрание на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Так, Конституция США 1787 года была принята всенародно избранным Конституционным конвентом, а затем утверждена конвентами одиннадцати штатов. В Италии в 1946 году было избрано Учредительное собрание, которое подготовило и в конце 1947 года приняло Конституцию.

Федеральный конституционный закон должен закрепить правовой статус Конституционного Собрания: его состав, порядок формирования, внутреннюю структуру, процедуру деятельности, полномочия, порядок материально-технического и организационного обеспечения. Срок работы Конституционного Собрания Российской Федерации не должен превышать полутора лет; численный состав, как представляется, 150 членов в Федерации, в регионах - 50. В противном случае утрачивается работоспособность учредительного органа.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Прекращение полномочий Президента
В 91 статье Конституции РФ говорится: «О неприкосновенности Президента». Это означает, что никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия, его нельзя привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента. Наконец, Президента не ...

Римское право древнейшего периода
Вплоть до середины 3 века до н.э. господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим свое отражение и в законах 12 таблиц. Квиритское или цивильное право несло на себе следы своего пр ...

Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности
Право занятия предпринимательской деятельности предоставляет, прежде всего, Конституция Республики Беларусь. Как указано в ч.3 ст. 13 основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru