Существование конкурсной системы в различных странах мира во многом определяется законодательством, характеризующим экономические отношения между участниками рынка.
Как правило, регулируются условия участия в конкурсных отборах, организованных государственными учреждениями. Определяется роль и место государства в общей системе конкурсных отношений. Регламентируется порядок организации и проведения конкурсов, разрабатываются меры ответственности сторон за нарушение установленных процедур. Во многих странах большое внимание уделяется борьбе с недобросовестными участниками (выявление возможностей сговора, монополизации рынка отдельными фирмами и т.д.).
Однако для большинства экономически развитых стран незыблемым является принцип свободной экономической деятельности всех участников рынка. Важными предпосылками этого являются гарантия частной собственности, правовая защищенность граждан, свобода личности, включая свободу собраний и право свободного передвижения и повсеместного проживания. Как правило, это определено основными законами стран, где также закреплены и разграничены полномочия и задачи федеральных, региональных и местных органов власти.
Различия в законодательстве отдельных стран определяются приоритетами экономической политики того или иного государства. Существенное влияние оказывает степень централизации экономики в стране.
Рассмотрим основные положения конкурсной системы размещения заказов в Соединенных Штатах Америки, обладающих богатым опытом организации и проведения конкурсов [11].
Основой государственного строительства и всего законодательства США является обеспечение свободы добросовестной конкуренции. Соответственно законы, правила, регулирующие организацию и проведение конкурсных отборов, направлены, в первую очередь, на обеспечение равных прав всех участников торгов, защиту от монополизации рынка.
Федеральные антитрестовские законы были установлены в США более ста лет назад для защиты потребителей и американской экономики, основанной на конкуренции. Они объявляют противоправными соглашения между двумя и более лицами, неоправданно ограничивающие конкуренцию, а также предписывающие одностороннее поведение, которое представляет собой монополизацию или попытку монополизации.
Большинство имеющих место нарушений антитрестовского законодательства в конкурсной системе США – это прямые, скрытные и преднамеренные сговоры между конкурентами с целью нанесения вреда потребителям - как государственным, так и частным - посредством фиксации цен или мошенничества с заявками на конкурсах. Антиконкурентные результаты таких сговоров однозначны и очевидны, а доказанность такого сговора сама по себе образует нарушение антитрестовского законодательства, преследуемое в уголовном порядке.
Основным федеральным антитрестовским законом США является закон Шермана. Раздел 1 3акона Шермана (15 Свод законов США, §1) запрещает любое соглашение между конкурентами, необоснованно ограничивающее конкуренцию. Рабочий текст Раздела 1 гласит: «Каждый контракт, комбинация в виде доверительной собственности или в иной форме, либо сговор, ограничивающий торговлю или коммерцию между несколькими Штатами или с зарубежными государствами, объявляется противоправным».
Применение Закона Шермана является функцией Антитрестовского отдела Министерства юстиции США. В самом Законе Шермана антимонопольные нарушения, совершенные после 1 ноября 1990 г., объявляются опасными уголовными преступлениями, наказуемыми штрафом в размере до $10 млн. для корпораций и штрафом в размере до $350000 либо лишением свободы сроком на 3 года (или тем и другим) для физических лиц. Закон 1984 г. о реформе приговоров также установил новый альтернативный штраф, равный двукратному размеру материального ущерба или прибыли, возникшей в результате нарушения.
Сговор между конкурентами также может повлечь наказание за мошенничество с использованием почты или проводной связи (18 Свод законов США §§1341,1343); за сговор с целью обмануть государство в отношении прав требования (18 Свод законов США §286); за сообщение ложных, фиктивных или мошеннических сведений (18 Свод законов США §287); за сообщение ложных сведений государственному учреждению (18 Свод законов США §1001) и за нарушение множества других федеральных законов, включая Закон о подчиненных рэкету и коррумпированных организациях (ПРКО) (18 Свод законов США §19б2[с]).
Частные стороны (включая власти штата и местные административные органы) могут взимать в трехкратном размере ущерб, который они понесли в результате нарушения антитрестовского законодательства.
Содержание под стражей и последующее наложение значительных штрафов, как показывает американская практика, - это наиболее эффективные средства удерживания от совершения преступлений, нарушающих антитрестовское законодательство.
Хотя любая договоренность меж конкурентами, неоправданно ограничивающая торговлю, является нарушением положений Раздела 1 Закона Шермана, уголовное преследование обычно ограничивается классом договоренностей которые, как установлено, явно наносят ущерб.
Объективная сторона хулиганства
Объективная сторона хулиганства состоит в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение обществу, сопровождающихся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Под действиями, грубо нарушающими о ...
Общее понятие налогового и финансового законодательства
Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу и до момента утраты ими юридической силы. Для каждого вида нормативного правового акта существуют свои правила вступления в силу. Проблема выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и ...
Эволюция и классификация функций государства
Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов и видов государств функции существенно различаются. И все же между ними сохраняется определенная историческая преемственность. Поэтому их можно классифицировать по некоторым общим для государств признакам ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).