СССР вышел победителем из второй мировой. Советский народ получил возможность вернуться к мирному созидательному труду. Значительно укрепились международные позиции СССР. Он превратился в одну из двух сверх держав, ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием, возглавил социалистическое содружество государств. В1949 г по его инициативе образуется Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1955г. – Организация Варшавского договора. В то же время раскол мира на две системы и начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции втянула СССР в разорительную гонку вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области.
Характерной чертой государственной системы СССР, созданной Сталиным, являлась ее персонификация, воплощавшаяся в культе личности. Приход к власти того или иного партийного лидера сопровождался, как правило, сменой курса внутренней политики, изменениями в самой политической системе. Поэтому основные этапы в развитии советской государственности в 50–60 годы XX в. совпали с нахождением на вершине власти очередного руководителя партии и государства: Сталина, Хрущева, Брежнева.
Первые послевоенные годы – это апогей сталинизма. После непродолжительного периода колебаний (1945–1947) между двумя возможностями направления политического развития – частичной либерализация режима и сохранением в неприкосновенности тоталитарного строя – был выбран второй путь. Во внутренней политике это означало приверженность к привычным административно – командным методам управления, начало нового витка политических репрессий (кампания против космополитов, «ленинградское дело», «дело врачей» и др.), во внешней политике – «советизацию» восточноевропейских стран и усиление конфронтации с Западом.
После смерти Сталина (1953) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получивший название десталинизации, или хрущевской оттепели. Были осуществлены меры по демократизации общественно-политической жизни страны, создано коллективное руководство партией и государством, прекращены репрессии и начата реабилитация их жертв, расширены права союзных республик, предприняты шаги по нормализации отношений с капиталистическими странами. Однако десталинизация проводилась непоследовательно и оказалась заложницей борьбы за власть борьбы внутри коллективного руководства. Во второй половине 50-х годов Н.С. Хрущев добился политического лидерства в стране, соединив в своих руках посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Принятая по его инициативе программа «развернутого коммунистического строительства», предусматривающая выход СССР на наивысшие в мире экономические и социальные показатели, не соответствовала возможностям страны. Склонность Н.С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам, разрыв между словами и делами привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой и в «верхах» и в «низах» общества, к дестабилизации системы управления. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин.
Годы пребывания Л.И. Брежнева на вершине власти (1964–1982) стали временем безраздельного господства партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, окончательно консолидировавшейся в правящий класс советского общества. К 1970-х гг. государственно-партийный социализм достиг высшего пика своего развития.
Коммунистическая партия занимала ведущее положение в советском обществе. До 1952 года она называлась Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), с 1952 г. – Коммунистической партией Советского Союза.
В 1930-х. г. Сталин, овладев партийным аппаратом, фактически встал над партией, превратив ее в послушное орудие своей политики. Съезд партии, являющийся согласно Уставу высшим партийным органом, не собирался с 1939 года по октябрь 1952 г. Крайне нерегулярно созывались пленумы ЦК. Были случаи, когда члены Политбюро ЦК и Секретариата ЦК назначались и смещались со своих постов без формального согласия Пленума ЦК. Практически не проводились и заседания Политбюро ЦК. От его имени действовала узкая, произвольно подобранная Сталиным группа из 6-7 человек (состав Политбюро в 1946-1952 гг. 11-13 членов).
В октябре 1952 году состоялся XIX съезд КПСС. Он внес поправки в Устав партии, изменившие структуру ее руководящих органов. Высшим партийным органом остался съезд, на котором избирали новый состав Центрального комитета. Предусматривался регулярный созыв пленумов ЦК. Вместо политбюро для руководства деятельностью ЦК между пленумами создавался Президиум ЦК. По сравнению с Политбюро его состав его состав увеличивался почти в двое. На октябрьском (1952) Пленуме ЦК были избраны 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума ЦК. Функции проверки исполнения решений партии и подбора кадров возлагались на секретариат ЦК, состав которого так же расширялся. Существовавшее с января 1919 года Оргбюро ЦК упразднялось. Цель этой реорганизации, проведенной по инициативе стареющего Сталина, заключалась в ослаблении влияния так называемой старой гвардии – В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.И. Микояна. В пользу этой версии говорит то, что их включили в состав созданного вопреки Уставу КПСС Бюро Президиума ЦК.
В Уставе партии ни чего не говорилось о должности генерального секретаря ЦК. С апреля 1922 года им являлся Сталин. Однако, начиная с 1934 года, в информационных сообщениях о пленумах ЦК, формировавших исполнительные органы партии, имя Сталина всегда упоминалось перед другими членами Секретариата ЦК, но без указания должности Генеральный секретарь. И лишь в обращении ЦК КПСС, Совета министров СССР и Верховного Совета СССР в связи с кончиной Сталина (март 1953 г.) последний был назван Генеральным Секретарем ЦК КПСС.
Сразу же после смерти Сталина количественный состав Президиума ЦК был сокращен до обычных 10 человек, а не предусмотренное Уставом Бюро Президиума – ликвидировано. В сентябре 1953 года Пленум ЦК учредил пост Первого секретаря ЦК, на который был избран Н.С. Хрущев.
В 1950-1960-х годах происходило укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. В октябре 1964 г. члены Президиума ЦК, не довольные политикой Н.С. Хрущева, сумели через Пленум ЦК провести решение об освобождении его с постов Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.
На XXIII съезде партии (март-апрель 1966 г.) Президиум ЦК переименовывается в Политбюро ЦК, а должность Первого секретаря – в Генерального секретаря. Эти перемены не сопровождались изменением содержания деятельности данных органов.
В 1960-е годы начинают складываться организационные основы КПСС и организационный механизм партийного руководства советским обществом. Верховный орган партии – съезд КПСС, созывавшийся в соответствии с Уставом не реже одного раза в пять лет, - заслушивал отчеты ЦК, обсуждал очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики и основные направления экономического и социального развития СССР на предстоящую пятилетку, избирал ЦК партии, решал другие вопросы партийной и государственной жизни. Пленум ЦК выбирал Генерального секретаря, формировал постоянно действующие руководящие органы партии – Политбюро, Секретариат, Комитет партийного контроля. Политбюро являлось коллективным руководящим органом, а секретари ЦК отвечали за конкретный участок работы – идеологию, международные вопросы, сельское хозяйство, промышленность и т.д.
Разветвленная сеть партийных организаций строилась по территориально – производственному признаку. В каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе, районе действовала своя партийная организация. Ее высшим руководящим органом являлась конференция (в союзной республике – съезд), а руководителем – соответствующий первый секретарь (ЦК союзной республики, крайкома, обкома, горкома, райкома). На предприятиях, в учреждениях и организациях создавались так называемые первички – партийные организации, построенные по производственному принципу. Организационные строение и деятельность КПСС основывались на принципах «демократического централизма», предусматривавшего руководство всеми партийными организациями из одного центра, подчинение меньшинства большинству, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.
Учреждения и сотрудники уголовно-исполнительной системы
Учреждения, исполняющие наказания, входят в уголовно-исполнительную систему, которая включает также территориальные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системы. По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить предприятия (организации), специально созд ...
Характеристика конституционных гарантий правосудия
В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно – процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарант ...
Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции
судебной власти
Социальная природа судебной власти состоит в разрешении судьями, с позиции справедливости, конфликтов противоборствующих интересов в обществе. Разгадка юридической природы судебной власти кроется в том, что судьи в конкретном случае разграничивают свободные сферы спорящих сторон и формулируют соотв ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).