В понятие «социально-культурная сфера» входят: образование, наука, культура, охрана труда, социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура и спорт. В отличие от народного хозяйства большинство отраслей социально – культурной сферы первоначально было отнесено к самостоятельной компетенции республик. Поэтому после образования СССР федеральные органы для управления этой сферы созданы не были.
Становление административно-командной системы и связанная с ней централизация управления привели к постепенному ограничению самостоятельности союзных республик в решении вопросов социально-культурного строительства. Иногда это имело под собой серьезные объективные основания, но чаще всего диктовалось стремлением центра контролировать и регулировать все происходящие процессы. До начала Великой Отечественной войны федеральные органы управления были образованы для науки, высшего и среднего профессионального образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. В послевоенный период и для руководства школьным образованием создается федеральный орган управления – союзно-республиканское Министерство просвещения (1966). Лишь органы социального обеспечения на всем протяжении существования СССР оставались республиканским ведомством.
В 1920-х годах Наркомат просвещения был многопрофильным ведомством. Помимо образования в его ведении находились наука, издательское дело, искусство, политико-просветительная работа и т.д.
Из ведения Наркомпроса были изъяты научные учреждения (1925-1926), кинематография (1929), радиовещание (1933), учреждения искусства (1936), издательское дело (1949), профессиональное образование.
В 1946 Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Главное управление трудовых резервов преобразуются соответственно в Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов. Эта реорганизация сопровождалась передачей в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР более 300 вузов, находившихся до этого в административном подчинении различных министерств и ведомств.
В марте 1953 года Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов вошли в состав Министерства культуры. В марте 1954 года они были вновь восстановлены как самостоятельные ведомства. В 1959 году Министерство высшего образования переименовывается в Министерство высшего и среднего специального образования, а Главное управление трудовых резервов (под таким названием оно выделилось в 1954 г. из Министерства культуры) – в Госкомитет по профессионально-техническому образованию. Оба ведомства с 1954 года имели статус союзно-республиканского органа. В 1966 году такой же статус получило Министерство просвещения, являвшееся до этого республиканским ведомством.
Первый специальный орган управления наукой – Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями функционировал с 1926 по 1938 г. Однако централизованная система руководства наукой в СССР не сложилась. Причины этого заключались в организации самой науки, существовавшей в трех организационно – правовых формах: академическая наука, представленная Академией наук СССР, ее институтами, отделениями и филиалами, а так же республиканскими академиями наук, находилась в ведении правительства СССР и правительств союзных республик; отраслевая наука – система отраслевых научно – исследовательских институтов и отраслевых академий (Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук и т.д.) – в ведении государственных органов, осуществлявших управление соответствующими вузами.
С целью координации научных работ в масштабах страны, преодоления ведомственной разобщенности и выработки единой научно – технической политики в 1965 г. был образован общесоюзный Государственный комитет по науки и технике.
В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения.
После войны органы управления культурой и искусством не однократно подвергались реорганизациям. В 1953 году шесть ведомств этой отрасли (Комитет по делам искусств, Министерство кинематографии, Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главное управление полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) и два образовательных ведомства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) слились в союзно-республиканское Министерство культуры. В таком виде это министерство просуществовало недолго. В 1954 году из него выделились образовательные ведомства. Дальнейшая реорганизация Министерства культуры велась по двум направлениям:
1) расширение прав союзных республик, в ведение одноименных министерств, которых было передано большое число учреждений культуры,
2) создание самостоятельных федеральных органов для управления отдельными подотраслями.
В 1957 году создается Госкомитет по радиовещанию и телевидению, переименованный в 1959 году в Госкомитет по телевидению и радиовещанию, в 1963 году – Госкомитет по кинематографии и Госкомитет по печати.
Структура административного правоотношения
Структура правоотношения - это внутреннее строение, которая представляет собой взаимоотношение между совокупностями элементов и их способов. Ученые к данным элементам права в основном относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного права, как, впрочем, и в дру ...
Организационно-управленческое предложение по совершенствованию системы управления
земельными ресурсами
Зарубежный опыт и современная практика охраны земель обусловливают необходимость дополнения существующей структуры категорий земель землями горного фонда. Специфика таких горных земель заключается в том, что они более, чем остальные, экологически уязвимы, вне зависимости от того, строят ли там куро ...
Нормативно-правовые основы
антикоррупционной деятельности Российской Федерации
В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).