Право и закон » Государственное управление в СССР в 1950-1960 гг » Высший и местный государственный аппарат в СССР в 50-60 годы XX в

Высший и местный государственный аппарат в СССР в 50-60 годы XX в

Страница 1

Высшим органом государственной власти СССР по Конституции СССР 1936 г. являлся Верховный Совет СССР. Он избирался гражданами СССР на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на четыре года. Верховный Совет был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР, принятие в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. С созданием Верховного совета СССР прекратили свое существование съезды Советов СССР.

Верховный Совет СССР первого созыва был избран в декабре 1937 года и приступил к работе в 1938 году. В 1946 году прошли выборы Верховного Совета СССР второго созыва. Основной формой работы Верховного совета являлась сессия. При Сталине имело место нарушение конституционных сроков созыва сессий Верховного Совета не только во время войны, но и в после военный период. С 1954 года сессии Верховного Совета стали проводится в строгом соответствии с Конституцией, то есть не менее двух сессий в год.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей по норме 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального округа.

Каждая палата избирала своего председателя, руководившего заседаниями, и его заместителей, а так же совещательный орган – Совет старейшин, на который возлагалось проведение организационной работы: определение повестки дня, установление регламента и т.д. Если проводились совместные заседания палат, то председатели вели их поочередно.

Палаты могли создавать постоянные комиссии. Первоначально их было четыре: мандатная; законодательных предложений; планово-бюджетная; по иностранным делам. Позднее к ним добавились комиссии: по делам молодежи; по промышленности; транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; по сельскому хозяйству; по здравоохранению и социальному обеспечению; по товарам народного потребления ит.д.

В задачи постоянных комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготовка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов.

Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответственен перед ним. Неофициально Президиум Верховного Совета называли «коллегиальным президентом». Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально – культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Эту должность в 50-60 годы XX в. последовательно занимали Н.М. Шверник (1946-1953), К.Е. Ворошилов (1953-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964), А.И. Микоян (1964-1965), Н.В. Подгорный (1965-1977) и другие.

В систему органов государственного управления СССР входили правительство СССР, правительства союзных республик, министерства и ведомства СССР и союзных республик.

Высшим органом государственного управления являлось правительство СССР. Конституция СССР 1936 года определила его как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти». До 15 марта 1946 года правительство СССР именовалось Советом народных комиссаров, а с 15 марта 1946 года – Советом Министров. Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. В его состав включались Председатель Совета Министров, его заместители, министры и председатели никоторых комитетов при правительстве. Количественный состав Совета Министров постоянно менялся. Будучи органом государственного управления общей компетенции, Совет министров СССР осуществлял общее руководство народным хозяйством, социально-культурной сферой, развитием науки, обороной, внешней политикой, охраной общественного порядка и т.п. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Причины женской преступности
Причинами преступности в нашем обществе в самом общем плане следует признать совокупность объективных и субъективных обстоятельств, порождающих преступность как свое закономерное социальное последствие. Преступность - явление социальное, что позволяет сделать вывод, что причины ее социальны по свое ...

О непосредственности в исследовании доказательств
Суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан исследовать доказательства, приводимые в обоснование тех или иных обстоятельств: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с материалами и осмотреть вещ ...

Планировка территории как способ градостроительной подготовки территорий и земельных участков
Содержание и порядок действий по подготовке документации по планировке территории определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Свердловской области, настоящими Правилами, муниципальными нормативными правовыми актами Талицкого городского округа. Решение о подготовк ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru