В истории становления современного государства одним из ключевых моментов является разработка и принятие его Конституции - Основного Закона, определяющего характер государственной власти, общественный строй, права, свободы, обязанности граждан и т.д. Крайне необходимо изучить, как происходили разработка и принятие Конституции, какие при этом существовали проблемы, каково участие в данном процессе политических партий и широкой общественности. Только проанализировав основные моменты, связанные с выработкой и утверждением Конституции, возможно понимание того, что представляет из себя то или иное государство. Рассмотрение вышеизложенных вопросов на опыте Российской Федерации представляется весьма актуальным, так как процесс принятия первой Конституции был продолжительным, трудным, дискуссионным и значительно повлиял на ее последующее развитие. Все вышеперечисленные моменты делает весьма актуальной любую попытку проанализировать причины начала работы над проектом, дальнейший период ее разработки, процесс обсуждения ее возможных вариантов, утверждение того проекта, который получил название "президентского", а также последствия принятия Конституции и то, как это событие повлияло на становление Российской Федерации.
Актуальность также вполне объяснима тем, что, во-первых, с Конституцией непосредственно связано функционирование Российской Федерации как "обновленного" государства, которое базируется на демократических принципах, именно Основной Закон является главным организационным звеном, чьи нормы регулируют поведение людей, политических партий, общественных организаций и т.д. Во-вторых, известно, что реформирование законодательства породило множество проблем, разрешение которых во многом определяется принятой 12 декабря 1993 года Конституции. Конституция выполняет роль основного показателя дальнейшего развития демократии и становления правового государства в Российской Федерации.
Помимо этого, актуальность данной работы связана не только с необходимостью проанализировать процесс становления новой российской государственности, но и с тем, что весьма трудоемким представляется процесс усовершенствования политической жизни страны, преобразования государственности и построения на этой основе идейно новых отношений между основными социальными группами российского общества, государством и его гражданами. И, естественно, крайне важное место в этом сложнейшем процессе отводится легитимному образованию исполнительной и законодательной ветвей власти, созданию механизмов их сбалансированного и гармоничного взаимодействия на основе новой Конституции. Конституционный процесс сыграл значительную роль в развитии начал демократии в России и стал следствием эволюции политической системы, повлияв на многие стороны общественной жизни российских граждан и предопределив путь развития государства в будущем. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года несомненно качественно преобразило содержание российского конституционализма, но так до конца и не решило все существующие конституционно-правовые проблемы, в частности, проблемы федерализма в России. В результате этого, в 1990-е годы в политической жизни России резко ослабла государственность и снизилась эффективность центральной власти, многие субъекты приняли нормативно-правовые акты, содержание которых противоречило федеральному законодательству и нарушало Конституцию. Подводя итоги, стоит сказать, что без анализа развития конституционного процесса с точки зрения науки представляется крайне сложным понимание смысла и целей начавшихся в тот период и продолжающихся по сей день преобразований в России.
Степень научной разработанности темы характеризуется как начальная, так как большинство работ данной тематики имеют дискуссионный характер.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, актуальность избранной темы не вызывает сомнения. В связи с этим также хотелось бы более детально сформулировать цели и задачи данной конкретной работы.
Целью работы является подробное изучение процессов разработки и принятия Конституции 1993 года, анализ предпосылок ее создания и соответствующих последствий, вызванных введением ее в действие. Исходя из этого представляется необходимым выделить ряд задач по реализации данной цели:
1. Изучение юридической литературы по теме "Подготовка и принятие Конституции 1993 года. Альтернативные проекты", а также самих проектов Конституции, мнения критиков-современников и ученых-правоведов;
2. Тщательный анализ предпосылок принятия Конституции, то есть выявление всех исторических условий ее создания и причин возникновения острой потребности в новой Конституции;
3. Изучение процессов принятия Конституции, всех ее возможных проектов и дискуссий, возникших вокруг ее разработки;
4. Анализ последствий, итогов и значения принятия нового Основного закона нашего государства;
5. Систематизация полученного материала;
6. Подведение итогов проделанной работы.
Свобода завещания и способы ее ограничения
В п. 1 ст. 1119 ГК РФ раскрывается важнейший принцип наследственного права – свобода завещания. Принцип свободы завещания корреспондирует одному из основных принципов гражданского права, закрепленному в ст. 1 ГК РФ, – неприкосновенности частной собственности. Закрепление в законе возможности по сво ...
Структура административного правоотношения
Структура правоотношения - это внутреннее строение, которая представляет собой взаимоотношение между совокупностями элементов и их способов. Ученые к данным элементам права в основном относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект. Но в науке административного права, как, впрочем, и в дру ...
Институт юридической ответственности в российском праве: историко-правовой
обзор
Институт юридической ответственности возник в период становления государства и права. Предпосылки юридической ответственности формировались в системе социального регулирования и социальной ответственности доклассового строя, а возникновение ее было подготовлено развитием социальной ответственности. ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).