Основной задачей национальной системы государственных закупок является обеспечение приобретения работ, услуг и товаров для государственных и муниципальных нужд. При этом должны наиболее экономно и эффективно расходоваться государственные средства.
В научной литературе понятию государственных закупок уделено достаточно большое внимание.
Например, по мнению А.А. Демина, понятие «государственные закупки» можно рассматривать в двух значениях. Автор указывает, что в практической деятельности рассматриваемый термин применяется исключительно для характеристики взаимодействия государственного заказчика с подрядчиками и поставщиками. Одновременно, понятие государственных закупок в экономической теории очень схоже с его юридическим толкованием и определяется как «часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета».
Полагаем, что государственные и муниципальные закупки необходимо рассматривать как инструмент, посредством которого реализуется государственный и муниципальный заказ, поскольку сформированный государственный заказ может быть реализован только при помощи закупок.
Поэтому, по нашему мнению нельзя отождествлять понятия «государственные закупки» и «государственный заказ». Первое из указанных понятий не может являться более узким по отношению ко второму. Между тем, возможно включить государственные закупки в государственный заказ, поскольку государственный заказ может существовать без закупок в случае, если он оформлен, но не реализован, а закупки без заказа существовать не могут.
Как отмечает К.В. Кузнецов, термин «государственные закупки» по-своему понимается в разных странах. В большинстве стран под государственными закупками понимают закупки, совершаемые за счет государственного бюджета, необходимые для обеспечения работы органов государственной власти. При этом из данного понятия исключены закупки, которые осуществляются с целью дальнейшей перепродажи товаров, работ или услуг.
Интересно мнение А.Е. Зуева, который указывает, что понятие «заказ» необходимо относить к процессу формирования, понятие «закупка» - к процессу размещения, а понятие поставки относить к процессу исполнения государственного заказа.
Мы согласны с мнением данного автора относительно понятия «закупка», поскольку оно непосредственно относится к процессу размещения государственного заказа, который размещается согласно установленному законодательством порядку, названному государственной закупкой.
Полагаем, что определение «государственная закупка» очень схоже с определением «государственный заказ» с юридической точки зрения. Первое употребляется в научной литературе при обозначении процесса размещения государственного заказа.
Аналогичного мнения придерживается В.Е. Белов, который указывает, что процесс закупки товаров и услуг для нужд государства, в первую очередь, сравнивается с размещением заказов на поставки, поэтому способы размещения государственного заказа зачастую именуют способами закупок.
Схожесть терминов «государственный заказ» и «государственная Определение рассматриваемого понятия так же содержится в действующих международных и российских нормативно-правовых актах.
Так, в статье 2 Типового закона ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» дано определение закупкам. Таковыми в данном законе назван процесс приобретения товаров, работ или услуг любыми способами.
Согласно Федеральному закону от 2.12.1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» государственной закупкой является форма организованного приобретения государством продовольствия, продукции, сырья у производителей товаров для дальнейшей переработки либо реализации потребителям на выгодных договорных условиях.
О.А. Скутельник считает государственные закупки последним этапом процесса реализации государственного заказа на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Термин «закупка» применяется в статье 69.1 Бюджетного кодекса России. Указанная норма под закупками понимает «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг», статье 73 БК РФ «Реестры закупок», в статье 301 БК РФ «Осуществление государственных и муниципальных закупок с нарушением установленного порядка» Бюджетного кодекса, однако полностью отсутствует в ст. 6 «Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодексе».
По мнению Л.П. Куракова и В.Л. Куракова к государственным закупкам необходимо относить расходы федерального бюджета, бюджетов республик и местных бюджетов, которые осуществляются уполномоченными государственными органами, на продукцию предприятий, на прямые покупки необходимых ресурсов, покупку рабочей силы государством, без включения трансфертных платежей.
Физические лица, подлежащие административной ответственности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства), достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста, при достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административно - правовое нарушение на территории Новоси ...
Административная ответственность
за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ
Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной прода ...
Кражи произведений искусства и предметов культуры
Этот вид преступлений особенно актуален для таких стран, имеющих древнюю историю развития (страны Европы, Юго-восточный Азии, Африки, Центральной и Южной Америки). США с такой проблемой не сталкивается, а скорее наоборот, ей чаще приходится обнаруживать у себя и возвращать хозяевам похищенные ценно ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).