Во исполнение обещаний император «дарует» в 1889 г. своим подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Образцом для японской Конституции, создаваемой в обстановке строгой секретности, послужила реакционная Конституция Пруссии 1850 г.
В ст. 1 Конституции Японии закреплена обширная власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст. 4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооружёнными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно конституции, также вверялась «императору и парламенту» (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Эти указы появлялись обычно во времена парламентских каникул, которые длились 9 месяцев году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.
Парламент по конституции состоял из двух палат: Палаты пэров и Палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с «представлениями правительству, касающимися законов и другого рода предметов». Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо осуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома.
По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза осёдлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представитель титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица. Имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней – в 7 лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотум недоверия» конституция не имела.
Парламентский контроль выражался только в праве запросу правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклониться от ответа на запрос, который мог быть отнесён к разряду «секретных». Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом, правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы «для осуществления правомочия самого императора» и для расходов, «связанных с обязательствами правительства». Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.
В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической бюрократии – двуединой силы, ставшей со времён буржуазных реформ активным проводником господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось, в частности, в особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушки армии. Тайный совет, состоящий из высших военно-бюрократических кругов, был независим как от парламента, так и от Кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросу императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимаемых свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.
Законодательство РФ о дактилоскопической регистрации
В настоящее время идентификация при помощи отпечатков пальцев используется достаточно широко, как в мире в целом, так и в России. В РФ процедура дактилоскопической регистрации осуществляется в соответствии с ФЗ №128 о государственной дактилоскопической регистрации. Согласно указанному выше закону в ...
Образование как конституционное право граждан
Образование – важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граж ...
Институт брака по российскому и мусульманскому праву в сходствах и
различиях
1. Фундаментальное сходство современного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том, что они регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кровного родства и свойства, принятия детей на воспитание в семью. Основные различия - в том, что существует отличие в перечне семе ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).