Проведенный анализ законодательных актов по закупкам и поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд позволил выявить следующие основания возникновения обязательства заключить государственный контракт:
принятие поставщиком размещенного государственным заказчиком государственного заказа, определенного в соответствии с общественными нуждами;
при конкурсном размещении государственного заказа – объявление конкретного поставщика победителем торгов (конкурса). При этом в отличие от правил п. 5 ст. 448 ГК победитель торгов (конкурса) не подписывает имеющий силу договора протокол о результатах торгов. Государственный заказчик письменно уведомляет поставщика о признании его заявки выигравшей;
при размещении государственного заказа с применением способа запроса ценовых котировок – объявление выигравшим поставщика, представившего самую низкую ценовую котировку, отвечающую потребностям заказчика;
при закупках сельскохозяйственной продукции для государственных или муниципальных нужд – доведение государственным заказчиком до товаропроизводителей (поставщиков) объемов закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
при размещении оборонного заказа на основе конкурса – определение головного исполнителя. Если последний по результатам проведенного конкурса не определен – факт доведения оборонного заказа до государственных унитарных предприятий, а также иных организаций.
Обязательство заключить государственный или муниципальный контракт должно быть исполнено реально. Для этого стороны (или одна из сторон, в зависимости от двустороннего или одностороннего характера обязательства) должны совершить все указанные в нормах права действия, направленные на заключение государственного контракта.
Порядок и сроки осуществления прав и обязанностей сторон по заключению государственного или муниципального контракта зависят также от способа размещения государственного заказа.
Во всех случаях способом заключения контракта служит составление единого документа, подписываемого обеими сторонами (государственным заказчиком и поставщиком) и выражающего их согласованную волю. При размещении государственного заказа на конкурсной основе государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (п. 4 ст. 528 ГК).
Гражданский кодекс не содержит указаний о сроках направления проектов государственного или муниципального контракта, однако установление таковых было бы целесообразным и способствовало упорядочению рассматриваемой деятельности.
Для подписания государственного или муниципального контракта акцептанту предоставлен 30-дневный срок (п. 2 ст. 528 ГК). Указанное правило не распространяется на случаи подписания контракта поставщиком – победителем конкурса на размещение заказа: для него закон никакого срока не предусматривает.
Вместе с тем необходимость установления срока для акцепта в данной ситуации диктуется той неопределенностью, которая может возникнуть, если следовать следующим правовым предписаниям. Уже отмечалось, что в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, он должен быть подписан победителем конкурса в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. В то же время поставщик – победитель конкурса (если закон не обязывает его к заключению контракта) может и не подписать контракт в течение установленного срока.
Итак, поставщик возвращает подписанный государственный или муниципальный контракт государственному заказчику, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом государственному заказчику. При возникновении одностороннего обязательства заключить государственный или муниципальный контракт, когда соответствующая обязанность законом установлена для государственного заказчика, поставщик при неприемлемости для него условий контракта может заявить об отказе от его заключения с уведомлением об этом государственного заказчика.
В случае получения государственного или муниципального контракта с протоколом разногласий государственный заказчик в 30-дневный срок должен известить поставщика о согласии заключить контракт в его редакции либо принять все меры к согласованию разногласий. Если государственный заказчик сочтет такое согласование нецелесообразным, он в тот же срок вправе отклонить протокол разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в течение 30 дней поставщик, для которого заключение контракта не является обязательным, по своему усмотрению вправе передать разногласия на рассмотрение арбитражного суда либо отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.
Структура и классификация налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности го ...
Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном
законодательном процессе
Что касается предметов совместного ведения, то здесь действует общее правило, устанавливающее, что если в течение 14 дней федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным. Это положение ч. 4 ст. 105 Конституции РФ характеризует верхнюю палату как институт участия су ...
Специфика бюджетного процесса в муниципальном образовании
Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической). С узкой позиции бюджетный процесс представляет собо ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).