Прежде всего, необходимо отметить, что уровень законодательной защиты такого рода информации не очень высок и оставляет желать лучшего. Следующими, не менее вескими причинами являются: отсутствие обобщенной практики расследования преступных нарушений данного вида; отсутствие специалистов, которые могли бы успешно расследовать подобные преступления, квалифицированных специалистов в области определения сведений, составляющих коммерческую тайну того или иного предприятия и их классификации, и другие причины. При обращении за судебной защитой заявителю необходимо прежде всего доказать факт нарушения режима секретности коммерческой информации и последствия этого нарушения. Здесь и начинаются проблемы, поскольку в действующем Уголовном кодексе (УК) Украины в законодательном порядке не регламентирован размер значительного материального ущерба, являющийся обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 231 УК Украины, что делает ее фактически неприменимой на практике.
Для создания системы противодействия незаконному сбору, использованию и разглашению коммерческой тайны необходимо знание большинства из перечня возможных путей ее получения. Это поможет выработке наиболее эффективной системы мер предупреждения утечки сведений такого рода и определению четкого плана действий в случае наличия признаков несанкционированного их распространения.
В процессе разработки мер по защите коммерческих секретов субъекта хозяйственной деятельности необходимо, прежде всего, экономически обосновать рациональность засекречивания той или иной информации. Для надежной защиты коммерческих секретов нужно также четко представлять систему распространения таких данных. Наиболее часто каналы потери информации появляются там, где не регламентирован порядок доступа к ней, и, таким образом, создается реальная возможность для посторонних лиц получать конфиденциальную информацию из деловой переписки, служебных телефонных переговоров, неучтенных копий документов.
Следует отметить, что вышеописанные мероприятия помогут собственникам коммерческой тайны обеспечить надлежащий уровень ее защиты и предупредить незаконный сбор, использование и разглашение коммерческих секретов субъекта хозяйственной деятельности. Необходимо также и совершенствование законодательства Украины о защите коммерческой тайны. Эволюция украинского законодательства в соответствии с международно-правовыми стандартами и опытом развитых стран в области регулирования подобного рода отношений является важным фактором обеспечения прав и законных интересов национальных субъектов, создания условий для нормальной экономической конкуренции, а также интеграции Украины в мировые экономико-политические процессы.
За незаконные действия по разглашению коммерческой тайны предприятия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность
В соответствии со ст. 17 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» разглашением коммерческой тайны является ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на то, со сведениями, которые в соответствии с действующим законодательством Украины составляют коммерческую тайну, лицом, которому эти сведения были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, если это причинило или могло причинить вред хозяйствующему субъекту (предпринимателю).
А ст. 18 Закона предусмотрена ответственность за склонение к разглашению коммерческой тайны. Т.е., если будет установлен факт, что лицо, которому были доверены или стали известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, которые представляют собой коммерческую тайну, склонили к раскрытия этих сведений и если это причинило или могло причинить вред хозяйствующему субъекту (предпринимателю), действия лица считаются содержащими признаки этого правонарушения.
Классификация юридического процесса
Как отмечает О.Ф. Скакун юридический процесс можно классифицировать по различным основаниям: - по правовым формам деятельности государства (правотворческий, правоприменительный, контрольно-надзорный, праворазъяснительный и др ); - по предметным материальным нормам: законодательный процесс; избирате ...
Формирование понятия государства, в мировой политико-правовой мысли
Теории о происхождении государства стали возникать после его появления, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Важное значение, как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права Раскрыть все теории не предс ...
Анализ эффективности работы первых управленческих кадров
Основной идеей в создании советской системы государственного управления была идея о необходимости разрушения старого государственного механизма, и создания нового, основанного на самоуправлении трудящихся. Однако, если разрушение произошло сравнительно легко, - система уже находилась в упадке - то ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).