2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Они имеют свои высшие представительные органы государственной власти (парламент), самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров), независимую национальную судебную систему. Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах национальных федераций, представляют все нации и народности страны. На таких же принципах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в межгосударственных отношениях. Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, то есть право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные отношения, или перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.
Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
В этой связи важно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которые обладают как государственным, так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов, как национальных, так и территориальных.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
Во-первых, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).
Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства
1. При покупке строения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользовании земельным участком, который занят этой недвижимостью и необходим для ее использования, на тех же условиях, что и продавец недвижимости, если иное не ...
Права и обязанности супругов
Права и обязанности супругов в мусульманском праве следует разделить на два аспекта: имущественный и личный. Рассмотрим имущественную сторону шариатского брака. Мусульманское право предусматривает только режим раздельной собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью во ...
Трудоустройство граждан
Меры социально-правовой защиты безработных граждан В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным: - выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышени ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).