Право и закон » Договор купли-продажи земель в Российской Федерации » Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах

Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах

Страница 1

Предоставление земли из государственных и муниципальных земель следует назвать в числе основных правовых предпосылок заключения договора купли-продажи земельных участков. В литературе акт предоставления земельного участка практически не называется и тем самым, не признается в качестве элемента сложного юридического состава. Так, по мнению H. H. Аверьяновой, предоставление земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности в частную собственность выступает предпосылкой договора купли-продажи; решение об этом есть "закрепленное намерение. предоставить в собственность земельный участок", "условия же такого предоставления, то есть будущей сделки должны предлагаться в проекте договора купли-продажи". Но, как представляется, мотивы, намерения не могут признаваться юридически значимыми обстоятельствами. Поэтому более точно следовало бы определять эту предпосылку как определенный юридический факт, часть (элемент) сложного юридического состава, необходимого для купли-продажи.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что действующий порядок предоставления земель публичных образований - лишь частный случай в истории правового регулирования. Изначально, конечно же, права, аналогичные праву собственности, возникали у тех, кто фактически обладал землей, то есть в результате хозяйственного освоения или оккупации. Позднее распространение получили акты распределения и перераспределения общих земель.

Любопытно в этом отношении описание К.П. Победоносцевым таких способов приобретения земли в России как "заимка" и "овладение", само название которых говорит о характере и порядке приобретение земли.

Поэтому можно утверждать, что борьба этих двух порядков условно - "распределительного" и "сделочного" со временем не прекратилась и приобрела лишь новые формы. Ее основания поддерживались также постоянно существующим разрывом в фактических общественных отношениях землепользования и юридическим закреплением этих отношений; именно отсюда и возникал пресловутый "земельный вопрос", характерный и для всей истории России. Перманентные "волны" огосударствления, национализации (обобществления), если даже это происходило в результате завоеваний или социальных потрясений, приводили к необходимости заново произвести распределение земель. Но одновременно возникал и вопрос - как это сделать в условиях изменившегося социально-экономического уклада?

Общие нормы о порядке предоставления земель публичных образований в собственность гражданам и юридическим лицам определены статьей 28 ЗК РФ, но они весьма кратки и имеют преимущественно отсылочный характер. В частности, предусмотрено, что участки предоставляются за плату, за исключением тех случаев, когда иное установлено ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Законодатель жестко различает фактически три различных основания предоставления земельных участков из государственных и муниципальных земель. Во-первых, участки могут предоставляться в собственность для строительства. Во-вторых, участки могут предоставляться в собственность для целей, не связанных со строительством. В-третьих, участки могут предоставляться в собственность в отдельных случаях по правилам, определяемым в особом порядке для этих исключительных ситуаций. В последнем случае имеются в виду, например, случаи, когда граждане имеют земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п.3 ст.21 ЗК РФ они имеют право приобрести их в собственность; при этом гражданин один раз имеет право получить такой участок бесплатно, что, полагаем, исключает и применение норм о договоре купли-продажи. Аналогичная норма имеется и в п.5 ст. 20, предусматривающей, что на таких же основаниях гражданин может приобрести в собственность участок, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования. Поэтому в п.3 ст.28 ЗК РФ установлено, что общие нормы о предоставлении участков в собственность для указанных случаев не применяются.

Порядок предоставления участков для целей, не связанных со строительством, установлен нормами ст.34 ЗК РФ. В кратком изложении эти правила сводятся к тому, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, позволяющий на началах справедливости, публичности и открытости осуществлять процедуры и критерии предоставления земельных участков. Запрещается предоставление приоритетов для отдельных категорий граждан. Должен быть определен орган, управомоченный на управление и распоряжение земельными участками, а также свободно предоставляться информация об участках. Заявки заинтересованных лиц, содержащие сведения о цели использования земли, испрашиваемом праве, размере участка подаются в органы, указанные в ст.29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления или по его поручению землеустроительная организация в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, а исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении участка. Договор купли-продажи подлежит заключению в недельный срок после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
Договор купли-продажи - самый распространенный вид договоров. До- говор купли-продажи является основанием возникновения обязательственного правоотношения между продавцом и покупателем; вместе с тем покупатель приобретает право собственности на купленное имущество, т.е. вещное абсолютное право. Розн ...

Стороны публичного договора
Согласно статье 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется к ...

Причины закрепления принципа добросовестности в гражданском праве России
Мы вслед за большинством ученых считаем, что нормы-принципы проходят определенный путь развития (эволюционируют), начиная с правовой идеи. При этом под правовыми идеями в правовой науке понимают «формы господствующего правосознания»; «научные абстракции, идеи правосознания или принципы гражданско-п ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru