Компания Edelman ежегодно проводит в 25 странах мира социологическое исследование уровня доверия к различным институтам как среди широкой общественности, так и среди так называемых информированных респондентов («лидеров мнения»), которые имеют высшее образование, находятся к верхней четверти пирамиды доходов по стране, как минимум несколько раз в неделю потребляют информацию деловых и политических СМИ и следят за новостями по общественно значимым проблемам в своей стране.
Россияне оказались на последнем месте среди опрошенных жителей 25 стран по общему уровню доверия к институтам (однако необходимо учитывать, что приводятся данные по достаточно ограниченной выборке – профессионалы с доходом выше среднего, активные потребители медийной новостной информации).
Немногим более четверти (26%) информированных респондентов в возрасте от 25 до 64 лет сейчас доверяют власти. Это на 17% ниже среднемирового уровня (уровень доверия россиян к власти почти такой же, как в Испании, Италии, Польше и Франции, но меньше, чем в США). Бизнесу в России теперь доверяют лишь 41% (что, впрочем, все же выше чем в ряде ведущих европейских стран, в том числе Франции и Испании, но ниже, чем в остальных странах БРИК – Индии, КНР и Бразилии). В возрастном диапазоне 35-64 лет (то есть за вычетом наиболее молодых информированных респондентов) доверие к бизнесу еще ниже – всего 36%.
Несмотря на низкий уровень доверия к власти, россияне выступают за дальнейшее вмешательство государства в экономику и призывают к дальнейшему усилению госрегулирования бизнеса (54%), особенно в части, касающейся защиты прав потребителей, обеспечения необходимой бизнесу инфраструктуры и стимулирования корпоративной социальной ответственности.
Отечественные социологические исследования представлены аналитическими отчетами за несколько периодов. «Левада-Центр» регулярно проводит аналогичные исследования, что позволяет сравнить результаты прошлых лет и новые данные.
Всероссийский опрос «Доверие к институтам власти» проведен 3–19 октября 2011 года. В опросе приняли участие 1600 человек в возрасте 18 лет и старше, в 130 населенных пунктах из 45 регионов страны. Выборка репрезентирует население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов, см. табл. 2.1
Таблица 2.1
Итоги социологического опроса «Доверие к институтам власти»[1]
Распределение ответов на вопрос: В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверие? | |||||||||
Варианты ответа |
Вполне заслуживает |
Не вполне заслуживает |
Совсем не заслуживает | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1. Президент России |
66 |
67 |
50 |
24 |
23 |
34 |
5 |
4 |
9 |
2. Председатель правительства |
70 |
67 |
52 |
20 |
23 |
21 |
5 |
4 |
9 |
3. Церковь, религиозные организации |
50 |
55 |
49 |
20 |
23 |
25 |
11 |
5 |
10 |
4. Армия |
38 |
38 |
37 |
32 |
32 |
36 |
17 |
16 |
13 |
5. Правительство России |
30 |
34 |
30 |
39 |
39 |
45 |
16 |
14 |
17 |
6. Печать, радио, телевидение |
26 |
27 |
30 |
47 |
50 |
47 |
18 |
16 |
16 |
7. Областные (краевые, республиканские) органы власти |
22 |
21 |
28 |
40 |
43 |
40 |
22 |
24 |
22 |
8. Органы госбезопасности |
34 |
33 |
26 |
33 |
31 |
37 |
10 |
12 |
16 |
9. Российские банки |
17 |
24 |
24 |
43 |
42 |
44 |
24 |
21 |
18 |
10. Местные (городские, районные) органы власти |
21 |
17 |
23 |
37 |
44 |
41 |
32 |
31 |
26 |
11. Малый и средний бизнес |
16 |
22 |
23 |
39 |
37 |
39 |
23 |
21 |
18 |
12. Совет Федерации |
21 |
21 |
22 |
38 |
38 |
44 |
16 |
15 |
17 |
13. Прокуратура |
20 |
20 |
22 |
39 |
37 |
37 |
21 |
18 |
21 |
14. Государственная Дума |
20 |
21 |
21 |
47 |
46 |
47 |
21 |
21 |
22 |
15. Полиция |
19 |
16 |
20 |
39 |
41 |
40 |
32 |
33 |
29 |
16. Суды |
22 |
18 |
19 |
37 |
39 |
43 |
24 |
24 |
22 |
17. Профсоюзы |
15 |
13 |
16 |
25 |
28 |
31 |
29 |
36 |
26 |
18. Политические партии |
7 |
10 |
10 |
39 |
40 |
44 |
34 |
33 |
30 |
19. Крупный бизнес, деловые и промышленные круги |
8 |
12 |
16 |
33 |
35 |
37 |
32 |
32 |
26 |
Предупреждение женской преступности
Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя. Возникло понимание, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. На сегодняшний день предупредительная деятельность рассматрив ...
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий, иных выплат
Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена рядом самостоятельных норм УК РК, которые в своей совокупности образуют своеобразный конгломерат уголовно-правовой защиты интересов основных участников трудовых правоотношений. Действующим в настоящее время Уголовным ко ...
Понятие и сущность юридических фактов в праве социального обеспечения
Понятие юридического факта является достаточно разработанным в юридической литературе. Как правило, учеными дается сходное определение юридического факта, под которым понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение право ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).