Понятие юридического факта является достаточно разработанным в юридической литературе. Как правило, учеными дается сходное определение юридического факта, под которым понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В целом аналогичное определение давалось и дореволюционными исследователями этой проблемы. Другими словами, юридический факт представляет собой конкретную (фактическую) предпосылку участия субъекта в том или ином правовом отношении. Помимо юридического факта в таком его понимании, в качестве подобных общих предпосылок выделяют также норму права и правоспособность. Норма права, регулируя определенное общественное отношение, характер правоотношения и содержит в своей гипотезе указание на те жизненные обстоятельства, при наступлении которых эта норма приводится в действие. Правоспособность же представляет собой ту общую, абстрактную возможность приобретать права и обязанности, при наличии которой субъект может вступить в конкретное правоотношение1. Наконец, юридический факт переводит общие установления правовой нормы в права и обязанности конкретных лиц. Таким образом, для возникновения, изменения или прекращения правового отношения необходимо наличие в совокупности нормы права, правоспособных субъектов и юридического факта.
Юридические факты могут быть рассмотрены с точки зрения принадлежности к той или иной сфере правового регулирования общественных отношений. Анализируя жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий, можно судить о направлениях правового регулирования и государственной политике в соответствующей области. Очевидно, что с течением времени, под влиянием экономических, политических, идеологических факторов меняются и юридические факты. Именно они помогают увидеть динамический «срез» той или иной отрасли права, поскольку именно с ними связывается возникновение изменение, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий. Юридические факты, таким образом, воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования в определенной области.
Юридические факты служат своеобразным (дополнительным к предмету и методу правового регулирования) доказательством существования отрасли права, так как для каждой отрасли характерен свой «набор» юридических фактов. Конечно, многие факты имеют правовое значение сразу для нескольких отраслей права, но в целом каждая самостоятельная отрасль использует такие специфические юридические факты, которые необходимы для регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли, присущим ей методом.
В юридической литературе до настоящего времени понятие юридического факта в праве социального обеспечения не было предметом самостоятельного исследования. Однако необходимость подобной работы продиктована все возрастающей ролью права социального обеспечения. Рождение и смерть, детство и старость, болезнь и инвалидность, чрезвычайные обстоятельства и т.д. — все это неизменные спутники человеческого существования, и то, что они находят отражение в нормах права социального обеспечения, является показателем их значимости, а следовательно, и ценности соответствующих научных исследований. Юридический факт выступает частной предпосылкой участия субъекта в том или ином социально-обеспечительном правоотношении, в то время как норма права социального обеспечения и правоспособность выполняют роль общих предпосылок.
Во 1-х, юридические факты — это происшествия, определенным образом выраженные вне. Отсюда следует, что юридическими фактами не имеют все шансы существовать идеи, хотения, намерения, ежели они не получили собственного материализованного закрепления. Совместно с тем, законодательство время от времени учитывает субъективную сторону тех либо других действий (к примеру, причина как нужное ограничение юридической ответственности, мотив правонарушения и т. п.) в вариантах, когда мы владеет дело со трудным юридическим фактом, к примеру преступлением. В льготе общественного снабжения постановитель время от времени еще придает правовое смысл субъективной стороне какого-нибудь явления беспристрастной реальности.
Во 2-х, юридические факты выражаются в наличии либо неимении определенных явлений материального решетка. Дело в том, что правовое смысл имеют все шансы обладать не лишь наличные(имеющиеся, положительные), однако и этак именуемые нехорошие, выражающие неимение тех либо других явлений, факты;,(неимение иного зарегистрированного брака, недалёкой ступени родства, факт неимения работы у личика, исполняющего выход за детками погибшего кормильца, и т.п.). Иными словами, постановитель может объединять юридические последствия не лишь с наличием определенных явлений, однако еще с их неимением.
Способы взаимодействия публично-правовых и частных начал в
экономическом обороте
Раскрытие способов взаимодействия частного и публичного права в механизме нормативно-правового регулирования экономического оборота представляет особый интерес потому, что до настоящего времени дискутируется вопрос о неспособности гражданского законодательства, основанного на принципах частного пра ...
Виды исков
Иск является сложной юридической категорией как в научном, так и в прикладном аспекте. Поэтому с целью получения более полной информации об иске имеется ряд классификаций, позволяющих определить особенности отдельных видов иска. Иски возможно классифицировать по трем основаниям: - по предмету иска ...
Внутренние функции государства
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная. Экономическая функция государства заключае ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).