Следует учитывать, что Правила продажи товаров дистанционным способом не применяются в отношении:
работ (услуг), за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;
продажи товаров с использованием автоматов;
договоров купли-продажи, заключенных на торгах.
Указанные ограничения вполне логичны, поскольку дистанционная торговля подразумевает отсутствие личного контакта покупателя и продавца. При оказании услуг, за исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом, такой контакт происходит.
В этом случае предложение заключения договора купли-продажи в порядке, установленном ст.26.1 Закона "О защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи товаров), подпадает под действие ст.437 ГК РФ, т.е. под публичную оферту. В таких случаях сведения, предусмотренные п.2 ст.26.1 Закона "О защите прав потребителей", рассматриваются как необходимые (существенные) для заключения договоров соответствующего вида (ст.432 ГК РФ). При этом не имеет значения, указано это или нет при продаже товаров на сайте интернет-магазина.
Продавец до заключения договора должен довести до сведения потребителя информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара и др.
Согласно п.14 Правил продажи товаров дистанционным способом сообщение о намерении приобрести товар (акцепт) должно содержать:
фирменное наименование и адрес продавца;
фамилию, имя, отчество и адрес покупателя;
наименование, количество и цену товара;
вид услуги, время ее исполнения и стоимость;
обязательства покупателя.
При этом не совсем ясно, о каких обязательствах идет речь. Можно предположить, что из сообщения должно следовать намерение потребителя принять товар и уплатить за него оговоренную цену (стоимость), т.е. общая обязанность покупателя по договору купли-продажи в соответствии со ст.454 ГК РФ.
Абсолютное большинство потребительских договоров в глобальной сети заключается посредством заполнения готовых форм заказа. Такие формы генерируются автоматически на основании каталожного ассортимента сайта: потребитель выбирает товары и их количество и отправляет их в "корзину", после чего указывает свое имя, контактные данные и сведения для доставки, а при необходимости - оплачивает товар.
Вполне справедливым в рассматриваемой ситуации является требование об указании на сайте наименования и адреса продавца.
Как правило, наименование товара, его характеристики и цена указаны в форме заказа, заполняемой потребителем, и потому не требуется набора их потребителем вручную. Обозначив себя и указав адрес доставки, потребитель в достаточной степени обозначил себя в гражданском обороте, а нажав на кнопку "оформить заказ", он принимает на себя обязательства по договору.
В статье 26.1 Закона "О защите прав потребителей" (п.4) установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение 7 дней - без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
При дистанционной торговле товар отправляется покупателю с курьером или по почте, а также возможна выборка товара потребителем. Оплата товара производится наличными деньгами при доставке товара курьером, выборке или на почте при получении почтового отправления; "электронными деньгами", если покупка происходит через Интернет; банковским переводом.
В Законе "О защите прав потребителей" не закреплен порядок возврата денег и товара продавцом и покупателем при расторжении договора купли-продажи дистанционным способом. В этом случае исходя из торговой практики, по-видимому, должны использоваться обычаи делового оборота.
Однако возврат товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом продажи, возможен при соблюдении следующих условий.
1. Должны быть сохранены товарный вид товара, его потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
2. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Государственная регистрация закладной
Исходя из анализа п. 5 ст. 13 и п. 1 ст. 16 Закона об ипотеке, можно сделать вывод о том, что государственная регистрация прав, удостоверенных закладной, требуется только для регистрации прав первоначального держателя закладной. Государственная регистрация соглашения об изменении содержания закладн ...
Общая характеристика перехода к рыночной экономике
Экономическая наука, определяет переходную экономику так: переходная экономика является промежуточным состоянием экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Необходимость в переходе от административно-командной экономики к рыночной обус ...
Признание реорганизации несостоявшейся
Данное положение предполагается закрепить в статье 602 ГК РФ. В случае утраты участником корпорации права участия в корпорации в результате злонамеренно проведенной реорганизации юридического лица. В Проекте изменений в ГК предполагается закрепить и такую крайнюю меру защиты прав кредиторов, как пр ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).