Как известно, электронный документооборот среди граждан в России не получил широкого распространения в отличие от практики западных стран. По состоянию на февраль 2011 г. в России было выдано около 400000 сертификатов ключа ЭЦП, что составляет лишь 0,5% от населения страны. При этом отмечалось, что в Европе за аналогичный период с усиленные электронные подписи использовало около 70% населения.
В некоторых подобных случаях предлагается использовать прием аналогии закона, когда в нормативном акте можно обнаружить механизм регулирования сходных по своей сути отношений, но не нашедших нормативного регулирования применительно к рассматриваемой ситуации. Так, если заказ обрабатывается автоматизированной системой управления интернет-магазином (CMS), покупатель совершил все необходимые действия для получения имеющегося в наличии товара (заполнил бланк заказа), а магазин на своем сайте публикует правила оформления заказа и доставки товара, то возможно применение по аналогии норм ст.498 ГК РФ о продаже товаров через автомат. В этом случае договор считается заключенным в силу совершения покупателем необходимых действий, а получение от магазина автоматического подтверждения принятия заказа будет доказательством получения оферентом акцепта.
Тем не менее успешная защита прав потребителей требует наиболее детальной проработки вопросов, касающихся механизма всех стадий отношений сторон, вытекающих из дистанционной торговли.
По результатам рассмотрения договора розничной купли-продажи, можно сделать следующие основополагающие выводы.
Покупатель как наиболее слабая сторона потребительских отношений наделен большим объемом прав. Так, покупателю принадлежат право на информацию о товаре, изготовителе и продавце; право на просвещение в области защиты прав потребителей; право на безопасность товара; право на качественный товар; право на возврат товара; право на обмен товара; право на замену товара ненадлежащего качества; право на устранение недостатков товара; право на взыскание неустойки; право на возмещение материального ущерба и компенсацию морального вреда.
Очень часто заключение договора розничной купли-продажи происходит путем публичной оферты. Под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. К сожалению, законодатель недостаточно внимания уделил данному способу заключения договора розничной купли-продажи. В целях исправления сложившейся ситуации считаем целесообразным установить общее правило, согласно которому заключению любого потребительского договора должна предшествовать публичная оферта. В связи с этим необходимо дополнить ст.437 ГК РФ п.3, изложив его в следующей редакции: "Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, предложение о выполнении работы и оказании услуги, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, которые предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной и социально значимой деятельности, в месте их продажи или нахождения хозяйствующего субъекта признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия потребительского договора, за исключением случая, когда иное явно не указано хозяйствующим субъектом". Пункт 2 ст.494 ГК РФ следует считать утратившим силу.
Определенными особенностями и спецификой обладает продажа товаров дистанционным способом. Отличием дистанционного способа продажи товаров от иных предусмотренных законодательством способов является невозможность потребителя лично ознакомиться с предлагаемым товаром. Ознакомление с товаром происходит исключительно при помощи коммуникативных средств.
В связи с ограниченными возможностями покупателя при выборе товара в данном виде продажи, ему как менее защищенной стороне предоставляются дополнительные, специальные права. Так, в статье 26.1 Закона "О защите прав потребителей" (п.4) установлено право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения - в течение 7 дней - без объяснения причин. Дополнительные права покупателям при дистанционной торговле важны потому, что в этом случае товары приобретаются без ознакомления с ними, а потребовать возврата денег либо обмена или возврата товара от такого "виртуального" продавца затруднительно.
Личность преступника и потерпевшего по делам данной категории
Для полной криминалистической характеристики разбоя нужны сведения, определяющие личность преступника и потерпевшего. Криминалистическая характеристика личности преступника - это система данных о лице, совершившем преступление, способствующих раскрытию и расследованию последнего. Основоположником у ...
Подготовка законопроекта к рассмотрению
Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие закон ...
История развития страхования имущества
Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной жизни, уходящих своими корнями в далёкую историю. По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц от не ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).