Право и закон » Публично-правовые начала гражданского законодательства » Способы взаимодействия публично-правовых и частных начал в экономическом обороте

Способы взаимодействия публично-правовых и частных начал в экономическом обороте

Страница 2

Сопровождающаяся в приведенном положении мысль получила развитие вплоть до весьма категоричного вывода в работах ряда авторов. Они, в частности, отмечают, что критерием выделения групп общественных отношений, определяющих специфику правового воздействия, является тип (характер) социальной деятельности, которая распадается на свободную (частную) и несвободную (публичную). Группе общественных отношений, опосредующих определенный тип деятельности, соответствует одна из отраслей права, частного ли публичного. Сочетание норм частного и публичного права в процессе правового регулирования тех или иных сфер общественной жизни дает соответствующее законодательство (совокупность комплексных нормативных правовых актов): законодательство об экономике, законодательство о труде, законодательство об управлении. Свободная деятельность, каковой является деятельность любого частного лица как члена общества, основана на собственном интересе лица, на свободе воли, возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Несвободная (публичная) деятельность базируется на функциональной заданности цели (организация общества), средствах ее достижения (наличие предусмотренных законом полномочий), результатах (обеспечение правопорядка) и процессе ее осуществления (предусмотренные законом процедуры). Таким образом, право подразделяется на две отрасли, характеризуемые своим предметом и методом регулирования. Объединение разнородных норм права (частных и публичных) в том или ином нормативном акте дает нам законодательство, которое является комплексным, предназначенным для регулирования комплекса взаимосвязанных отношений определенной сферы жизни общества (экономической, социальной и т.д.). Оставляя в стороне дискуссионность такой постановки вопроса о системе права и законодательства, нельзя не признать обоснованность вывода о том, что использование в гражданском законодательстве публично-правовых элементов — один из наиболее сложных и недостаточно исследованных аспектов общей проблемы взаимодействия частного и публичного права.

Комплексный, в различной степени, характер отраслей права признается почти всеми авторами, так или иначе касающимися проблемы соотношения частного и публичного права. Отмечается, что построение и развитие отраслей права зависит от правильности разрешения проблемы частных и публичных интересов и их соотношения. Последствия дисбаланса публичных и частных интересов выражаются в падении престижа правовой системы, ослаблении государственных институтов, проявлении правового нигилизма, деформации правосознания. Выделяется два сегмента предмета почти в любой отрасли права: сфера интересов только этой конкретной отрасли права и область совместного регулирования с другими правовыми образованиями. При этом в базовых («материнских») отраслях первый сегмент преобладает, тогда, как в комплексных отраслях наиболее широко в качестве предмета представлен второй блок. Признается, что в настоящее время не существует ни одного нормативного акта, регулирующего отношения в области частного права, который не содержал бы норм публичного права.

Аналогичные подходы получили признание и у авторов, исследующих особенности комплексного характера гражданского права. Они показывают, что гражданское право, будучи в основе своей частно-правовой отраслью, не может эффективно регулировать имущественные и личные неимущественные отношения без использования публично-правовых средств воздействия, а также солидаризируются с мнением о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации является комплексным нормативно-правовым актом, нормы которого носят не только частно-, но и публично-правовой характер. Признание этого очевидного факта означает, что разрешение проблемы совершенствования правового регулирования отношений экономического оборота не обязательно лежит на пути принятия нового кодифицированного законодательного акта, который смог бы компенсировать недостаточный для этого частно-правовой потенциал Гражданского кодекса Российской Федерации. Существует и другой путь — использование публично-правовых средств в рамках действующего гражданского законодательства.

Необходимость, пределы и назначение использования этих средств в механизме гражданско-правового регулирования имеют объективную социальную обусловленность. Поэтому следует согласиться с мнением о том, что применение публично-правовых средств регулирования экономической деятельности нельзя рассматривать как государственное вмешательство в частно-правовые отношения. Сегодня социальная обусловленность необходимости использования публично-правовых средств в механизме гражданско-правового регулирования признают все исследователи данной проблемы, рассматривая ее, как правило, в контексте социально-правового назначения публично-правовых средств в этом механизме. Дискуссии ведутся только относительно степени, направлений, форм и методов использования этих средств. Отмечается, что социальный строй, основанный только на частно-правовых или только на публично-правовых началах, не ведет к гуманному обществу. В обоих случаях благие намерения ведут к уничтожению личности. Без личности же нет и не может быть гражданского общества, так как без нее невозможны развитие и прогресс. Попытки рассматривать публичное и частное право в контексте противопоставления и искусственной изоляции не отвечают общему смыслу правового регулирования.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Особенности производства у мирового судьи
Несмотря на то, что требования, предъявляемые к порядку проведения судебного разбирательства мировым судьей, в основном такие же, как и к другим судьям, некоторые отличия все же имеются. Специфика проведения судебного разбирательства мировым судьей заключается в одном общем правиле и нескольких пра ...

Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет". Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные ...

Ознакомившись с деятельностью Ярославской областной Думы, можно сделать выводы о том, что помимо законотворческой деятельности Дума осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контр
На основе проведённого исследования системы и структуры институтов государственной власти в субъектах Российской Федерации можно сделать определённые выводы по эффективности государственного управления на региональном уровне. В субъектах Российской Федерации постоянно проводятся различные мероприят ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru