Начать хотелось бы с рассмотрения одной из ветвей государственной власти – исполнительной.
Исполнительная власть — ветвь государственной власти, представленная системой органов, осуществляющих государственное управление путем реализации государственно-властных
полномочий исполнительно-распорядительного характера. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими
органами государственной власти функций государства в различных сферах, в том числе в сфере информации и связи. Под органом исполнительной власти понимается юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества. Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами:
Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Органы исполнительной власти наделены компетенцией, под которой следует понимать совокупность предметов ведения п государственно-властных полномочий. Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов, законами РФ и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ
О Правительстве Российской Федерации» 1. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять сто задачи и функции. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с действующим законодательством Президентом РФ путем определения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.
Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом и соответствующим регламентом.
Полномочия органов исполнительной власти, в том числе в информационно-правовой сфере, выражаются прежде всего в том, что эти органы в пределах своей компетенции исполняют действующее законодательство, издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т. е. изданы в соответствии и во исполнение закона, а с другой стороны, направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.
В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти — совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для отправления исполнительно-распорядительной деятельности. Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:
Классификация юридических фактов в зависимости от вида юридических
последствий
Пожалуй, наиболее важным для понимания сущности и назначения юридических фактов является их деление в зависимости от порождаемых ими последствий. По этому критерию все юридические факты можно разделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Первые, соответственно, влекут за собой ...
Проблемы, связанные с защитой прав потерпевшего, на
законодательном уровне и на практике
Ежегодно жертвами преступлений становятся до 4 миллионов человек. Приводя эти тревожные показатели, следует иметь в виду, что речь идет лишь о данных официальной статистики, не учитывающей латентную преступность. Между тем, по оценкам экспертов, на одно зарегистрированное преступление в России прих ...
Финансовая аренда
По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им же продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).