Право и закон » Типы избирательных систем. Избирательная система в России » Понятие избирательного права, избирательной системы

Понятие избирательного права, избирательной системы

Страница 3

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» играет фундаментальную роль в формировании всего корпуса избирательного права играл и играет Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Номенклатура гарантий включает в себя практически весь набор общих условий реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления:

- материальных и процедурных;

- политических и административных;

- финансовых и информационных.

Федеральный закон фактически определяет общий электоральный правовой стандарт, применяемый при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Исходная нормативная база федерального стандарта была определена первоначально рамочным Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Рамочный формат Федерального закона имел принципиальное значение для формирования всего корпуса источников избирательного права:

во-первых, нормы данного Закона были адресованы и законодателю, и правоприменителям; законодатель был обязан в своей правотворческой деятельности руководствоваться положениями данного Закона, а правоприменитель в своих действиях был ограничен общими требованиями-гарантиями реализации избирательных прав граждан, установленными в данном нормативно-правовом акте;

во-вторых, рамочный формат Федерального закона допускал возможность устанавливать дополнительные гарантии реализации избирательных прав граждан субъектам Российской Федерации при организации и проведении региональных и муниципальных выборов.

Федеральный закон являлся актом прямого действия. На его базе разрабатывались все другие акты системы избирательного законодательства.

С принятием данного Федерального закона в систему институтов и категорий избирательного права были введены новые для отечественной электоральной практики категория и институт - "гарантийное право".

Новый этап в развитии избирательной системы Российской Федерации был связан с принятием 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ Федерального закона "О политических партиях".

С данным политическим институтом Закон связывал будущие структурные изменения во всей системе избирательного права, организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Взаимосвязь законодательства, регулирующего деятельность политических партий, и законодательства, регулирующего выборы, получила свое прямое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Практически все нововведения в области гарантийного избирательного права касались нового электорального статуса политических партий.

Во-первых, при проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями были признаны только политические партии и их региональные объединения.

Во-вторых, Федеральный закон вводил в систему избирательного права новые институт и категорию - электоральные преференции политических партий в избирательном процессе или право электоральных преференций. В частности, Федеральный закон установил, что регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предыдущего созыва федеральные списки кандидатов от данных политических партий были допущены к распределению депутатских мандатов.

В-третьих, Федеральный закон вводил в качестве обязательного компонента региональной избирательной системы пропорциональную модель распределения депутатских мандатов.

Организация выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках мажоритарно-пропорциональной системы.

Причем замещение не менее половины депутатских мандатов должно проводиться именно по модели пропорционального представительства.

Фактически имела место вторая масштабная политическая и электоральная трансформация институтов народовластия в стране, после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 6 декабря 1994 г.

Ее основные элементы касались и политических, и правовых аспектов народовластия.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Место и роль юридического лица в современном гражданском обороте
Появление института юридического лица было вызвано потребностями экономического оборота. Поэтому и сегодня юридические лица в любом правопорядке – это, прежде всего, различного рода предпринимательские объединения, играющие роль в экономике любого государства. Существуют различные классификации юри ...

Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества (ст. 69 – 86 ГК РФ) могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Полным признается товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарище ...

Какой была система землепользования в конце XIX в
В 40-х годах ХІХ в. система права, существующая в Украине, была заменена системой российского права, основой которого являлся Свод законов Российской империи. В этом документе право собственности на землю рассматривалось как право на все созданное природой на поверхности последней, на всё, что соде ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru