В юридической литературе и у нас и за рубежом нет единой точки зрения о понятии «избирательная система». Многие ученые под избирательной системой понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами. Вместе с тем никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом, а из приведенного понятия «выпали» нормы права, что ставит под сомнение его научность. В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. важнейший политико-правовой институт сведен к технико-процедурным нормам, которые, по существу, не имеют никакого отношения ни к политике, ни к праву. Такой подход к избирательной системе иначе как лукавым не назовешь.
Избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, а также в процессе осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами. И сразу же стоит сформулировать определение понятия «избирательное право». Избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов».
Термин «избирательное право» имеет два значения:
в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;
в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.
Чрезвычайно важной составной частью политических прав граждан, являются избирательные права закрепленные в ст.32 Конституции РФ.
«Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства».
Становлению современного избирательного права предшествовала длительная борьба граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов.
Ценз (от лат. censeo - делаю опись, перепись) - условия допущения или ограничения участия в осуществлении права. Избирательный ценз - предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным.
Избирательная система в каждом государстве ставится в зависимость от смысла, вкладываемого в понятия интересы отдельных политических партий и общества в целом.
Так, американская система соответствует характеру сложившегося там политического водораздела и способствует сохранению его и «американской» модели существующих партий. Итальянская учитывает более многообразный политический мир этой страны, и в парламенте там представлено порядка десяти различных партий. Во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно изменялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Нередко в одной стране используются обе избирательные системы, например, одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.
В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. В подсчете голосов по мажоритарной системе известны три разновидности методов: относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Пропорциональных способов, приемов подсчета голосов намного больше: метод Т. Хэра, «метод наибольшей средней» В. Д. Ондта, правило «связанных списков», правило «свободных списков» и т. д.
Американская модель профессионального спорта
Необходимо отметить наличие мощной правовой основы, на которой развивается профессиональный спорт США. Пожалуй, ни в одной другой стране мира не принималось столько правовых актов, связанных с профессиональным спортом. В США профессиональный спорт развивается по юридическим нормам, присущим прецеде ...
Законодательная инициатива Правительства Российской
Федерации
1 февраля 2000 г. Правительство своим Постановлением N 93 образовало Комиссию по законопроектной деятельности для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания и совершенствования законопроектной деятельности Правительства. Основные задачи данной Комиссии: а) повышение качества законо ...
Особенности организации работы советского управленческого аппарата
В первой главе мы рассмотрели становление властных структур советского государства, и увидели, что идеи по созданию наиболее эффективной формы организации власти принадлежали В. И. Ленину. Он излагал свои принципы в таких работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управле ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).